Семинар-практикум для заместителей директоров по УВР

Слайд № 1                                                   

  ТЕМА:

Управление процессом инновационной деятельности в школе.

Работа школы по формированию особого вида мотивации, способствующей формированию поисковых и исследовательских умений и навыков, развитию познавательных творческих способностей.

Эпиграф: «С одной стороны, люди не любят перемен, потому что не любят, чтобы их меняли, с другой стороны, перемены невозможны, пока люди не изменятся».

   Выступление Вечеря Е.В.

Слайд № 2                                                            

1.     Тема, над которой работает школа: «Модернизация  работы школы с целью гуманизации учебно-воспитательного процесса». Вся работа нашей школы направлена на реализацию программы развития школы. Но для модернизации учебно-воспитательного процесса и достижения конечного результата невозможно работать без инноваций.

Слайд №   3                                       

Направления инновационной работы школы в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

·        Обновление образовательных стандартов.

 

Одно из важнейших направлений работы в школе:

·        Система поддержки талантливых детей и

·        Развитие учительского потенциала

 

·        Обеспечение здоровья школьника

·        Современная школьная инфраструктура

 

   Школа постоянно работает в инновационном режиме, участвуя в федеральных, краевых проектах. Закончен проект по безотметочному обучению в начальной школе, продолжается участие в эксперименте по предпрофильной подготовке и профильному обучению, с этого года начала работу  

 

Слайд № 4                                          

муниципальная экспериментальная площадка в начальной школе по теме: «Роль деятельностного метода в формировании компетенций младших школьников», в работе,  которой  принимают участие  учителя и учащиеся 1-х классов, цель эксперимента:  создание условий для формирования познавательной деятельности учащихся в начальной школе.

 

Слайд №     5                                    

С целью организации работы муниципальной экспериментальной площадки создана творческая лаборатория.

 

2.        Одними призывами призвать педагогический коллектив на исследовательскую и инновационную деятельность невозможно. Важно, чтобы и сама администрация работала в инновационном режиме и подавала личный пример. Это непременно привлекает внимание учителей к инновационной деятельности.      

 Взаимодействие всех участников инновационного пространства можно проследить по схеме.

Слайд № 6

 

Администрация

 

 

Научно-методический  совет

Школа творческого педагога

Педагогический совет

Участники эксперимента

 (индивидуальные исследования педагогов, творческие лаборатории по эксперименту)

 

 

 

 

 

 

 

 


       Большая роль в организации и руководстве экспериментальной деятельностью отводится научно-методическому совету, который сформирован из руководителей школьных МО, руководителей творческих лабораторий, педагога-психолога и возглавляет всю научно-исследовательскую, экспериментальную и методическую работу в школе.    НМС курирует работу школьного научного общества учащихся «Эрудит», заслушивает отчеты об их работе.   Организует и проводит школьный этап научно-практической конференции учащихся и учителей, организует работу «Школы творческого педагога», в рамках которой проводятся семинары, открытые мероприятия, круглые столы и т.д.

   Анализ работа научно-методического совета выносится на Педагогический  совет, что позволяет всему коллективу быть в курсе всех событий инновационной деятельности отдельных учителей и творческих групп.

   Вопрос о качестве образования актуален, поэтому вся работа школы строится на формирование основных типов компетенций у всех школьников.

3.          По формированию поисковых и исследовательских умений и навыков, развитию познавательных творческих интересов с учащимися  на уроках и внеурочное время вас сегодня более подробно познакомят:  учитель начальных классов, руководитель районного МО, участник муниципальной экспериментальной площадки - Кулиш И.В. и  о работе школьного научного общества «Эрудит» - руководитель, ответственный за научно-исследовательскую работу в школе - Буймилова С.В.

    Мне бы хотелось остановиться на формировании мотивации у учителя, развитию его творческого потенциала.

4.     Самые разные мотивы ведут учителя по пути профессионального становления и повышения квалификации. Но, пожалуй, самый главный мотив – это стремление добиться удачи. Важно создать в школе атмосферу, стимулирующую педагогов на самообразование и самосовершенствование, что и является залогом успеха в работе.

Слайд № 7                                                    Необходимо не только  материально-техническое обеспечение (что само по себе немаловажно), но и возможность получить в любой момент  помощь и консультацию. Лишь тогда интерес учителя к инновациям будет устойчивым. И надо будет только умело корректировать его работу, оказать нужную методическую помощь, используя  при этом атрибуты управления: анализ, контроль,  принятие  решений.

Очень важно создать и  комфортную атмосферу инновационной работы.

     Система управления инновационной и методической работы складывается на основе уважения и доверия к учителю, на принципах коллективного принятия решения и личной ответственности за их выполнение.  Это и позволяет создать для учителей комфортную ситуацию и мотивировать их на работу.

5.    Средний возраст педагогов – 45 лет, у большинства из них (80%)  стаж – более 10 лет. Это время, когда педагог имеет собственный опыт, считает себя профессионалом, достигшим верха компетентности, и порой, не желает ни каких перемен. Самая надежная страховка от профессионального прозябания – постоянное повышение уровня профессионализма.

«С одной стороны, люди не любят перемен, потому что не любят, чтобы их меняли, с другой стороны, перемены невозможны, пока люди не изменятся».

  Энергию для своего личностного  и профессионального роста  учитель может черпать лишь из своих удач, которые становятся удачами его воспитанников. Словом, стать успешным учитель может, делая таковыми  своих учеников.

    Каждый педагог старается привить навыки поисковой и исследовательской деятельности у учащихся на уроках.

Слайд № 8                                          

И каждому педагогу рекомендована схема работы с учащимися.

    В начале учебного года в августе на педагогическом совете, мы предлагаем учителям определить возможности для профессионального роста:

Слайд № 9                                                

·        Прохождение курсов в течение учебного года;

·        Обобщение педагогического опыта на различных уровнях;

·        Выступление со своими наработками на заседаниях школьных методических объединений, методическом совете;

·        Участие  в  творческих группах по экспериментальной работе;

·        Участие в научно-практической конференции учащихся, конкурсах;

С этой целью заполняется анкета  

 

Слайд № 10 Анкета                                          

по  планам его учебно- методической   работы на предстоящий год, уточняется какая помощь педагогам необходима, что бы они могли и хотели показать и увидеть.

  А также педагогам предлагается провести самодиагностику по применению технологий в учебном процессе, знаний методов и приемов, применяемых на уроке.

(Самодиагностика на столе).

   Исходя из запросов, планов педагогов методическая работа ориентируется по проблемным группам. Потому что одна из составляющих повышения мотивации педагогов к исследованию – во время оказанная методическая помощь.

6.       Нашими учителями  на школьных предметных МО выбирается индивидуальная методическая тема, исходя из инновационной работы школы и учитывая индивидуальные педагогические  трудности или наоборот успехи, над которой педагог работает, 

 

Слайд № 11 Методические темы.                       

 (например, компетентностный подход в обучении и воспитании учащихся старшего звена, роль деятельностного метода в развитии компетенции младших школьников,  применение проектного метода в обучении, создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления, формирование надпредметных умений и навыков учащихся  при изучении предметов и др.).

     В октябре  месяце проводится анкетирование на выявление затруднений педагогов по различным аспектам педагогической  деятельности.    Анкета по затруднениям педагога на столе.

        Анализируя данные анкет, итоги посещения уроков, индивидуальные обсуждения проблем, все статистические материалы формируются по проблемам учителей.

 

Слайд № 12

(Статистические проблемы педагогов)                                                                                                      

     Проблемы могут быть различные:  личные, мотивационные, профессиональные, методические, эмоциональное выгорание, взаимоотношение с учащимися.

  Зная проблемы учителей, строится работа с педагогами по оказанию  методической помощи.  Большую методическую помощь в устранении проблем педагогов  оказывает работа «Школы творческого педагога», в рамках которой  учителя проводят проблемные и обучающие семинары, открытые уроки.  План работы данной структуры выстроен таким образом, что все мероприятия совпадают с проведением предметных декад.     

     Педагогам предлагается обобщить свой опыт работы  или показать приемы и формы работы, которые наиболее удачны  или обобщить материал и выступить на заседании МО или МС по теме, в которой педагог наоборот испытывает затруднения.

Слайд № 13                                                                

Направления  и формы работы,  в общем-то традиционные:

·        Работа с коллективом;

·        Работа в группах (работа в творческой экспериментальной лаборатории, на заседании ШМО, в проблемных группах и т.д.)

·        Индивидуальная работа с конкретным педагогом (по обобщению педагогического опыты,  оказание помощи в подготовке научно-исследовательской работы,  в составлении и оформлении портфолио).

 

    В этом году 12 января  63%  педагогов нашей школы представили  на экспертизу ПС свое портфолио.  Большинству даны рекомендации по оформлению, подбору материалов в портфолио. И собирая, систематизируя материал в портфолио, педагог сам себе и своей профессиональной деятельности дает оценку.

 

     И, конечно,  очень важно в управление инновационными процессами в школе иметь обратную связь с педагогами.

  В нашей школе эту связь можно проследить по схеме:

  Слайд № 14

 

Обсуждение проблем педагогов на МС, планирование работы по повышению методической и инновационной грамотности. Повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качественного образования.

Составление рейтинга участия педагогов в НМР школы

Самоанализ работы учителя

Анализ взаимопосещений уроков, мероприятий

Обсуждение результатов на заседании ШМО, изучение и распространение ППО, выявление предметных и методических проблем, мониторинг

 

 

 

 


     

Открытые мероприятия (семинары, конференции, НПК, олимпиады, эксперименты)

Участие в работе ШТП

Участие в творческих группах, экспериментальной  лаборатории

Презентация ППО

Анализ проблем, работы МО, творческих групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


     Интерес к работе,  в итоге подтверждается результатами аттестации учителя и выпускников, итогами конкурсов, НПК, олимпиад.

    В этом учебном году 8 февраля – День науки, с 8 по 12 февраля планируется  провести  Неделю науки,  в план проведения которой включены:

·        Театрализованное открытие;

·        Встречи с работниками архива, преподавателями средних и высших заведений;

·        Открытые уроки учителей;

·        Работа  по предметным секциям по определенной научной проблеме;

·        Школьный этап  муниципальной научно-практической конференции учителей «Мой вклад в развитие образования района»,

с приглашением родителей учащихся,   по представлению своих исследовательских работ и своего портфолио, через работы учащихся.

 

7.     (Карта профессиональной деятельности)

    В конце учебного года педагогам предлагается заполнить карту профессиональной деятельности, в которой включены вопросы готовности педагога и его участия в повышении  своего профессионализма. Учитель сам оценивает свой уровень профессиональной деятельности и выявляет проблемы, оценивает свою работу за год.

     Исходя из данных карт профессиональной деятельности,  корректируется работа на следующий учебный год и

 

  Слайд № 15 Персональный мониторинг                  

составляется персональный мониторинг участия учителей в научно-методической и инновационной работе школы.

 

   Вспоминаются слова легендарного американского промышленника Генри Форда: «Наживка на крючке должна нравиться рыбке, а не рыбаку»,  не поймите буквально, но по смыслу очень точно: все, что предлагаем учителю, должно находить понимание и отклик с его стороны.

 

   Может быть,  у других есть лучший способ мотивации. Можно добавить и материальный, но это настолько испытанный способ.

Слайд № 16

     Нами проведен анализ работы школы за несколько лет  на выявление связи между успеваемостью, качеством обучения и заработной платой учителей. Отмечается следующее соответствие:

год

Успеваемость  %

Качество %

Уровень заработной платы

2004

99,6

35,5

2 840

2005

99,2

35,7

3 120

2006

99,4

23,2

6 012

2007

100

25

9 632

2008

99,3

31,4

12 087

2009

98,6

30,4

14 609

 

      Средняя заработная плата учителей из года в год растет, успеваемость и качество желает иметь лучшие показатели.

  Поэтому, результаты показывают, что качество работы учителей не зависит от заработной платы. Есть внешние факторы стимулирования учителей, мы это видим уровень заработной платы, материальное стимулирование, но сегодня мы говорили о внутренних факторах стимулирования работы учителей и профессионального роста.

Другие хорошие мотиваторы – содержательная работа и хороший коллектив.

Слайд № 17                                                                   

   Другие виды инструментов мотивирования, которые помогают учителю в профессиональном росте:

·        Признание, когда человек или команда достигают хорошего результата и об этом заявляется во всеуслышание, раздаются награды.

·        Празднование победы, это эффективный способ сохранять постоянный интерес и энтузиазм.

·        Вдохновение, «Вот вершина. Давайте покорим ее вместе!».

·        Ощущение успеха. Чтобы увлечься работой, учителям необходимо ощущение успеха. Но одинаково мотивирует как достижение вершины, так и восхождение к ней.

 

 

   Работая в школе в инновационном режиме,   мы убедились в том, что самое важное в работе с педагогами – ориентир на самообразование, самоорганизацию, саморазвитие, что в свою очередь  и является залогом успешности.

 

Эпиграф: «С одной стороны,  люди не любят перемен, потому что не любят, чтобы их меняли, с другой стороны, перемены невозможны, пока люди не изменятся».

 

 Материальная сторона вопроса конечно очень важна, но с другой стороны,  учитель – профессия творческая, и развиваться творчески самому, идти в ногу со временем и давать творческий потенциал своим ученикам – одна из главных составляющих учительского профессионализма.