Выступление на Педагогическом совете.

 

1.     Итоги реализации ФГОС 1-3 класс.

    С 2011-2012 учебного года  введен Федеральный государственный образовательный стандарт  в начальной школе, с 2013-2014 учебного года введен ФГОС с 5-ого класса.

  Реализация ФГОС в начальной школе осуществляется по общеобразовательной системе «Школа 2100» на основе применения системно-деятельностного метода обучения.

    Исходя из прописанной системы оценивания, оценка результатов обучения учащихся в конце четвертого года обучения будет комплексной, т.е.  общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.  Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в таблицы образовательных результатов. Что и вызывает пока трудность у педагогов.

 Комплексная оценка будет содержать оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.

Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.

 

  Оценка предметных результатов, как правило  не вызывает особых затруднений. Это результаты четвертных, годовых отметок.

А, так же могут быть таблицы образовательных результатов, которые прописаны в рабочей программе по предмету (что должен знать и уметь ученик). В конце года используются типовые тестовые задания «Итоговая аттестация»  по предметам (О.Н.Крылова).

   В школе планируется с 2014-2015 учебного года со 2-ого класса ввести оценочную систему знаний.

         Начальная  школа полностью перешла на ОС «Школа 2100».     

      Авторы Образовательной системы «Школа 2100» задались  вопросами  формированием контрольно-оценочной  системой ещё шесть лет назад, когда была разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).  Наша школа участвовала  в работе Федеральной экспериментальной площадке по теме: «Обеспечение преемственности между ступенями общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата, соответствующего Федеральному государственному стандарту (на примере Образовательной системы «Школа 2100»)». В работе экспериментальной площадки была апробирована  диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования, с результатами которой мы выступали неоднократно.

      Мониторинг качества обучения на уровне ученика организуется на основе диагностических методов:

1 этап – стартовая диагностика (на входе в 1 класс)

2 этап - промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)

3 этап - итоговая диагностика (в конце 4 класса)

 

Стартовая диагностика (предварительный контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и  указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с ребенком и направления коррекции.

Цель входной диагностики - оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала.

В первых классах мы используем карту педагогического обследования первоклассника:

 

Анализ 

педагогического обследования первоклассника МБОУ СОШ № 42

мо Абинский районна начало 2013-2014 учебного года 1 «А»

Классный руководитель: Кулиш И.В.

Дата обследования:___________________

Умения

Уровни обученности

высокий

средний

низкий

Словарный запас

 

 

 

Развитие речи

 

 

 

Кругозор

 

 

 

Математические умения

 

 

 

Читательские умения

 

 

 

Моторика рук

 

 

 

 

   Сводный анализ по первоклассникам делается в сводной таблице.           

 

Сводный анализ 

педагогического обследования первоклассника

на начало учебного года 1 «А», 1 «Б» классов

Дата обследования: 20.09.2013 г.

Умения

Уровни обученности

высокий

средний

низкий

Словарный запас

9

22

17

Развитие речи

13

24

11

Кругозор

8

27

13

Математические умения

8

24

16

Читательские умения

12

22

14

Моторика рук

12

20

16

 

    Анализ показал, что у большинства первоклассников слабо развита моторика рук, низкие математические умения и беден словарный запас. Исходя из полученных результатов,  необходимо  больше внимания уделять логическим упражнениям, включать упражнения на развитие моторики рук, лепке, конструированию и т.д.

 

 Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых результатов (в рабочих программах): «Регулятивные учебные действия Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».

  

Для оценки метапредметных результатов используется «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования» автор Е.В.Бунеев издательства «Баласс».

        

                 Одной из наиболее важных проблем в обучении школьников, это формирование читательских навыков, работа с текстом, а в дальнейшем и усвоение устных предметов.

 В 2012-2013 учебном году школа приняла участие в апробации карты наблюдения уровня сформированности УУД «Работа с источником информации» в начальной школе в рамках деятельности сетевой межрегиональной проектной группы Сетевой школы методиста.

 

Мониторинг УУД «Работа с источником информации» была проведена во 2 и 4 классах.

Виды карт (приложение 1).

Для оценки параметров может быть использована следующая шкала:

0 – УУД не сформировано;

1 – УУД сформировано.

После диагностики были сделаны выводы, что

мониторинг сформированности универсальных учебных действий по работе с текстом целесообразно проводить 1 раза в год  в 3, 4 -ом классе.

Основной метод - наблюдение. Для наблюдения используется любой предметный материал, на котором можно провести наблюдение.

Карта мониторинга состоит из 3 частей, направленных на оценку сформированности умения 1) находить информацию и понимать прочитанное, 2) преобразовывать и интерпретировать информацию, 3) оценивать полученную информацию.

Для организации мониторинга помимо учителя могут быть привлечены психолог, библиотекарь, заместитель директора по учебной работе, педагоги дополнительного образования.

 

Для того, чтобы полно оценить учащихся,   в конце 4-ого года обучения необходимо:

1.                Оценить предметные результаты;

2.                Оценить межпредметные результаты, используя диагностические работы, а также работу над проектами, участие в мероприятиях.

3.                Оценить личностные результаты развития психологической характеристикой или по диагностическим тестам.

 

     Все эти результаты необходимо занести в сводную карту (ведомость) по итогам 4-х лет обучения.

  Итоговая оценка выпускника должна быть использована при переходе от начального к основному общему образованию, при чем учителя-предметники должны быть с ней ознакомлены.

 

Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по всем учебным предметам и комплексной работы на межпредметной основе. При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения.

        

      На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов:

·        Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования, и способен использовать их для решения простых учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета

(оценка  «удовлетворительно», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня).

·        Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

(оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня).

·     Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего образования.

(в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня).

Решение об успешном освоении обучающимися основной образовательной программы начального общего образования и переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом образовательного учреждения.

Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

Данные вопросы чаще всего обсуждаются на совещании при завуче и заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, на ПС. Но при введении ФГОС в 5-х классахнеобходимо посещение уроков в 4-х классах учителями-предметниками, для наблюдением за уровнем предметного развития и слабоуспевающими учащимися.