Выступление на
Педагогическом совете.
1.
Итоги реализации
ФГОС 1-3 класс.
С 2011-2012 учебного года введен Федеральный государственный
образовательный стандарт в начальной
школе, с 2013-2014 учебного года введен ФГОС с 5-ого класса.
Реализация ФГОС в начальной школе
осуществляется по общеобразовательной системе «Школа 2100» на основе применения
системно-деятельностного метода обучения.
Исходя из
прописанной системы оценивания, оценка результатов обучения учащихся в конце
четвертого года обучения будет комплексной, т.е. общая характеристика всего приобретённого
учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь
сводить все данные диагностик в таблицы
образовательных результатов. Что и вызывает пока трудность у педагогов.
Комплексная оценка будет содержать оценку
предметных, метапредметных и личностных результатов.
Официальный
классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу
(решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься
не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов
(предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в
портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Оценка предметных результатов, как
правило не вызывает особых затруднений.
Это результаты четвертных, годовых отметок.
А,
так же могут быть таблицы образовательных результатов, которые прописаны в
рабочей программе по предмету (что должен знать и уметь ученик). В конце года
используются типовые тестовые задания «Итоговая аттестация» по предметам (О.Н.Крылова).
В школе планируется с 2014-2015 учебного
года со 2-ого класса ввести оценочную систему знаний.
Начальная школа полностью перешла на ОС «Школа 2100».
Авторы Образовательной системы «Школа
2100» задались вопросами формированием контрольно-оценочной системой ещё шесть лет назад, когда была
разработана и апробирована технология оценивания образовательных достижений
(учебных успехов). Наша школа
участвовала в работе Федеральной
экспериментальной площадке по теме: «Обеспечение преемственности между ступенями
общеобразовательной школы как условие получения нового образовательного результата,
соответствующего Федеральному государственному стандарту (на примере
Образовательной системы «Школа 2100»)». В работе экспериментальной площадки
была апробирована диагностика
метапредметных и личностных результатов начального образования, с результатами
которой мы выступали неоднократно.
Мониторинг качества обучения на уровне
ученика организуется на основе диагностических методов:
1 этап –
стартовая диагностика (на входе в 1 класс)
2 этап -
промежуточная диагностика (в конце каждого года обучения)
3 этап -
итоговая диагностика (в конце 4 класса)
Стартовая
диагностика (предварительный
контроль) (на входе) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности
первоклассников к обучению в школе и
указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с
ребенком и направления коррекции.
Цель
входной диагностики -
оценка уровня сформированности предметных знаний, умений, навыков и способов
деятельности, необходимых для качественного усвоения программного материала.
В
первых классах мы используем карту педагогического обследования первоклассника:
Анализ
педагогического
обследования первоклассника МБОУ СОШ № 42
мо Абинский районна начало
2013-2014 учебного года 1 «А»
Классный
руководитель: Кулиш И.В.
Дата
обследования:___________________
Умения
|
Уровни
обученности |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Словарный
запас |
|
|
|
Развитие
речи |
|
|
|
Кругозор
|
|
|
|
Математические
умения |
|
|
|
Читательские
умения |
|
|
|
Моторика
рук |
|
|
|
Сводный анализ по
первоклассникам делается в сводной таблице.
Сводный анализ
педагогического обследования первоклассника
на начало учебного года 1 «А», 1 «Б» классов
Дата обследования: 20.09.2013 г.
Умения |
Уровни обученности |
||
высокий |
средний |
низкий |
|
Словарный запас |
9 |
22 |
17 |
Развитие речи |
13 |
24 |
11 |
Кругозор |
8 |
27 |
13 |
Математические умения |
8 |
24 |
16 |
Читательские умения |
12 |
22 |
14 |
Моторика рук |
12 |
20 |
16 |
Анализ показал, что у большинства
первоклассников слабо развита моторика рук, низкие математические умения и
беден словарный запас. Исходя из полученных результатов, необходимо
больше внимания уделять логическим упражнениям, включать упражнения на
развитие моторики рук, лепке, конструированию и т.д.
Объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных
универсальных действий, содержание которых представлено в разделах планируемых
результатов (в рабочих программах): «Регулятивные учебные действия
Познавательные учебные действия», «Коммуникативные учебные действия», «Чтение: работа с текстом».
Для оценки метапредметных
результатов используется «Диагностика метапредметных и личностных результатов
начального образования» автор Е.В.Бунеев издательства «Баласс».
Одной
из наиболее важных проблем в обучении школьников, это формирование читательских
навыков, работа с текстом, а в дальнейшем и усвоение устных предметов.
В
2012-2013 учебном году школа приняла участие в апробации карты наблюдения
уровня сформированности УУД «Работа с источником информации» в начальной школе
в рамках деятельности сетевой межрегиональной проектной группы Сетевой школы
методиста.
Мониторинг УУД «Работа с источником информации»
была проведена во 2 и 4 классах.
Виды карт (приложение 1).
Для
оценки параметров может быть использована следующая шкала:
0 – УУД
не сформировано;
1 – УУД
сформировано.
После диагностики были сделаны выводы, что
мониторинг
сформированности универсальных учебных действий по работе с текстом
целесообразно проводить 1 раза в год в
3, 4 -ом классе.
Основной
метод - наблюдение. Для наблюдения используется любой предметный материал, на
котором можно провести наблюдение.
Карта
мониторинга состоит из 3 частей, направленных на оценку сформированности умения
1) находить информацию и понимать прочитанное, 2)
преобразовывать и интерпретировать информацию, 3) оценивать полученную
информацию.
Для
организации мониторинга помимо учителя могут быть привлечены психолог,
библиотекарь, заместитель директора по учебной работе, педагоги дополнительного
образования.
Для того, чтобы полно
оценить учащихся, в конце 4-ого года
обучения необходимо:
1.
Оценить
предметные результаты;
2.
Оценить
межпредметные результаты, используя диагностические работы, а также работу над
проектами, участие в мероприятиях.
3.
Оценить
личностные результаты развития психологической характеристикой или по
диагностическим тестам.
Все эти результаты необходимо занести в
сводную карту (ведомость) по итогам 4-х лет обучения.
Итоговая оценка выпускника должна быть
использована при переходе от начального к основному
общему образованию, при чем учителя-предметники должны быть с ней ознакомлены.
Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки по
всем учебным предметам и комплексной работы на межпредметной основе. При этом
накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых
результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период
обучения.
На основании этих оценок по каждому
предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются
следующие выводы о достижении планируемых результатов:
·
Выпускник овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего
образования, и способен использовать их для решения простых
учебно-познавательных и учебно-практических задач средствами данного предмета
(оценка «удовлетворительно», а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не
менее 50% заданий базового уровня).
·
Выпускник овладел опорной системой знаний, необходимой для продолжения
образования на следующей ступени общего образования, на уровне осознанного
произвольного овладения учебными действиями.
(оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ
свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и
получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного
уровня).
·
Выпускник не овладел опорной системой знаний и учебными действиями,
необходимыми для продолжения образования на следующей ступени общего
образования.
(в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение
планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а
результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении
менее 50% заданий базового уровня).
Решение об успешном освоении обучающимися
основной образовательной программы начального общего образования и переводе на
следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом
образовательного учреждения.
Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть
подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.
Данные вопросы чаще всего обсуждаются на совещании при завуче и
заседаниях школьного методического объединения учителей начальных классов, на
ПС. Но при введении ФГОС в 5-х классахнеобходимо посещение уроков в 4-х классах
учителями-предметниками, для наблюдением
за уровнем предметного развития и слабоуспевающими учащимися.