муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 42
муниципального
образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол № 1
от ______20__ года
Председатель
педсовета
_____________ Бойкова М.Е.
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
По русскому
языку
Ступень
обучения (класс) основное общее
7 класс
(начальное общее, основное общее, среднее
(полное) общее образование с указанием классов)
Количество
часов 136 Уровень базовый
Учитель Нестерова
Ирина Михайловна
Программа
разработана на основе государственной
программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы», Москва ,
2005. « Просвещение», авт. М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
Пояснительная записка.
Настоящая
программа по русскому языку для VII класса создана
на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова,
Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание
стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка,
которые определены стандартом.
Сопоставление
авторской программы и учебного плана ОУ выявило, что количество часов в учебном
плане ОУ (4 часа в неделю, 136 часов в год) не совпадает с количеством часов в
авторской программе (5 часов в неделю, 170 часов в год). В связи с введением нового базисного учебного плана 2004 года и
переспределением часов между 6 и 7 классами темы «Наречие» и «Категория состояния» изучены в 6
классе.
1. Цели и задачи преподавания
русского языка.
Курс русского
языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию
личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного
подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству
общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний
о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и
ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах
русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений
опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с
точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений
работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию.
Таблица тематического
распределения количества часов:
№ п/п |
Разделы, темы |
Количество
часов |
|
авторская
программа |
рабочая программа |
||
1 |
Раздел
1.
Русский язык как развивающееся явление. |
1 |
1 |
2 |
Раздел
2.
Повторение пройденного в 5-6 классах |
12+2 |
10+2 |
3 |
Раздел
3.
Морфология. Орфография, Культура
речи. Причастие. |
25+6 |
26+6 |
4 |
Деепричастие |
10+2 |
9+4 |
5 |
Наречие |
28+6 |
- |
6 |
Категория
состояния |
4+2 |
- |
7 |
Раздел
4.
Служебные части речи. Культура речи. |
1 |
1 |
8 |
Предлог. |
11+2 |
11+4 |
9 |
Союз. |
16+2 |
16+2 |
10 |
Частица. |
18+ 4 |
20+ 4 |
11 |
Раздел
5.Междометие.
Звукоподражательные слова. |
4 |
4+2 |
12 |
Раздел
6.
Повторение и систематизация пройденного в 7 классе. |
12+2 |
10+2 |
Итого: |
142+
28= 170 |
110+
26=136 |
136 часов: 110часов + 26часов
на развитие речи (4 часа в неделю)
2.
Содержание тем учебного курса.
Русский
язык как развивающееся явление (1 ч)
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В V—VI
КЛАССАХ (10 ч + 2 ч)
Публицистический стиль, его
жанры, языковые особенности.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ.
КУЛЬТУРА РЕЧИ
Причастие (26
ч + 6 ч)
Повторение
пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и
глаголов у причастия. Синтаксическая роль причастий в предложении.
Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страдательные
причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота.
Текстообразующая роль причастий.
Склонение полных причастий и правописание гласных в падежных
окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий
настоящего и прошедшего времени (ознакомление).
Не с причастиями.
Правописание гласных в суффиксах действительных и страдательных причастий.
Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных,
образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.
1.
II. Умение
правильно ставить ударение в полных и кратких страда
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при
несены), правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать
причастия с определяемыми существительными, строить предложения с
причастным оборотом.
III. Описание
внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе
специальные «портретные» слова). Устный
пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение
текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным
впечатлениям, по фотографии.
Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.
2. Деепричастие (9ч + 4ч)
I. Повторение
пройденного о глаголе в V и VI классах.
Деепричастие.
Глагольные и наречные свойства деепричастия. Синтаксическая роль деепричастий
в предложении. Текстообразующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки
препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия
запятыми (ознакомление). Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование.
Не
с
деепричастиями.
II. Умение правильно строить предложение с
деепричастным оборотом.
III. Рассказ
по картине.
3. СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)
4. Предлог (11
ч + 4 ч)
I. Предлог как служебная часть речи.
Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные
предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.
Слитные и раздельные написания предлогов (в течение,
ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.
II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из.
Умение правильно
употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно,
вопреки.
Умение
пользоваться в речи предлогами-синонимами.
III. Рассказ от своего имени на основе
прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.
5.
Союз (16 ч + 2 ч)
I. Союз как служебная часть речи.
Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные
союзы — соединительные, разделительные и противительные. Употребление
сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление
подчинительных союзов в сложном предложении. Текстообразующая роль союзов.
Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на
письме союзов зато, тоже, чтобы от
местоимений с предлогом и частицами и союза также от
наречия так с частицей же.
II. Умение
пользоваться в речи союзами-синонимами.
III. Устное рассуждение на дискуссионную тему;
его языковые особенности.
6.
Частица (20 ч + 4 ч)
I. Частица как служебная часть речи.
Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы.
Текстообразующая роль частиц.
Различение на
письме частиц не и ни. Правописание не и
ни с различными частями речи.
II. Умение выразительно читать предложения с
модальными частицами.
III. Рассказ по данному сюжету.
7.
Междометие.
Звукоподражательные слова (4 ч + 2 ч)
I. Междометие как часть речи. Синтаксическая
роль междометий в предложении.
Звукоподражательные
слова и
их отличие от междометий. Дефис в
междометиях. Интонационное выделение междометий. Запятая и восклицательный
знак при междометиях.
II. Умение
выразительно читать предложения
с междометиями.
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО
В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)
Сочинение-рассуждение
на морально-этическую тему или публичноевыступление на эту тему.
3.
Перечень практических, лабораторных работ
В рабочей программе предусмотрены различные виды
обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения
различных видов. Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений)
представлено в соответствии с программными требованиями для 7 класса:
Контрольные диктанты |
Контрольные изложения |
Контрольные сочинения |
5 |
2 |
2 |
4. Требования к подготовке учащихся по
предмету.
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной
школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень
необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных
умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности;
выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической
деятельности ученика и его повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки учащихся за
курс VII класса.
I.
Учащиеся
должны знать определения основных
изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий,
орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя
нужные примеры.
II. К
концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими
умениями и навыками:
— производить
морфологический разбор частей речи, изученных в VII
классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным
оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными
союзами;
—
составлять
предложения с причастными и деепричастными оборотами;
—
соблюдать
нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По орфографии. Находить в словах изученные
орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными
орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать
изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По пунктуации. Выделять запятыми причастные
обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического
стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с
элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов
труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные
сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся).
Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои
выводы.
5.
Список рекомендуемой учебно-методической
литературы
1.
Баранов М.Т.,
Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык
5-9 классы. – М., «Просвещение»,
2005
2.
Русский язык:
Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Изд.34-е. Т.А.
Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.
«Просвещение», 2007.
3.
Таблицы по русскому языку для 7 класса. – М.:
«Просвещение», 2009 г.
4.
Богданова
Г.А. Уроки русского языка в 7
классе. - М.: Просвещение,2007
5.
Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по
русскому языку 7 класс.
6.
Егорова Н.В..
Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М.: «Вако», 2006 г.
7.
Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому
языку 7 класс. – М.: «Образование», 2007.
СОГЛАСОВАНО
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания МО Заместитель директора по УВР
учителей русского языка _________ _______________
и литературы подпись Ф.И.О.
от _____________ №______, _____________________20 г.
_______________ ________
подпись рук. МО Ф.И.О