муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________         Бойкова М.Е.

  подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

 

                                         РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

По русскому языку

Ступень обучения (класс) основное общее 7  класс

   (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

 

Количество часов 136 Уровень базовый

 

Учитель  Нестерова Ирина Михайловна

Программа разработана на основе  государственной программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы», Москва , 2005. « Просвещение», авт. М.Т Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Пояснительная записка.

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Сопоставление авторской программы и учебного плана ОУ выявило, что количество часов в учебном плане ОУ (4 часа в неделю, 136 часов в год) не совпадает с количеством часов в авторской программе (5 часов в неделю, 170 часов в год). В связи с введением нового базисного учебного плана 2004 года и переспределением часов между 6 и 7 классами темы  «Наречие» и «Категория состояния» изучены в 6 классе.

1. Цели и задачи преподавания русского языка.

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку: воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку; совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию; освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете; формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

рабочая  программа

1

Раздел 1. Русский язык как развивающееся явление.

1

1

2

Раздел 2. Повторение пройденного в 5-6 классах

12+2

10+2

3

Раздел 3. Морфология. Орфография, Культура речи.

 Причастие.

 

25+6

 

26+6

4

Деепричастие

10+2

9+4

5

Наречие

28+6

-

6

Категория состояния

4+2

-

7

Раздел 4. Служебные части речи. Культура речи.

1

1

8

Предлог.

11+2

     11+4

9

Союз.

16+2

16+2

10

Частица.

18+ 4

20+ 4

11

Раздел 5.Междометие. Звукоподражательные слова.

4

4+2

12

Раздел 6. Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

12+2

10+2

Итого:       

142+ 28= 170

110+ 26=136

136 часов: 110часов + 26часов на развитие речи (4 часа в неделю)

2.                Содержание тем учебного курса.

Русский язык как развивающееся явление  (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В VVI КЛАССАХ  (10 ч + 2 ч)

Публицистический стиль, его жанры, языковые особенности.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Причастие  (26 ч + 6 ч)

 Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

1.              II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда­
тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­
несены),
правильно употреблять причастия с суффиксом -ся, согласовывать причастия с определяемыми существительными, строить предложения с причастным  оборотом.

III.      Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Выборочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

2.     Деепричастие (9ч + 4ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах.

Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида  и их образование.

Не с деепричастиями.

II.     Умение правильно строить предложение с деепричастным оборотом.

III.      Рассказ по картине.

3.     СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 ч)

4.     Предлог  (11 ч + 4 ч)

I.      Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предлоги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль
предлогов.

Слитные и раздельные написания предлогов течение, ввиду, вследствие и др.). Дефис в предлогах из-за, из-под.

II.     Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III.     Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рассказ на основе увиденного на картине.

5.                Союз  (16 ч + 2 ч)

I.      Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составе союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы — соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом и сложном предложениях; употребление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II.     Умение пользоваться  в речи союзами-синонимами.

III.     Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языковые особенности.

6.                Частица  (20 ч + 4 ч)

I.      Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц в предложении. Формообразующие и смысловые частицы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II.     Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III.      Рассказ по данному сюжету.

7.                Междометие. Звукоподражательные слова  (4 ч + 2 ч)

I.      Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

Звукоподражательные слова  и  их отличие от  междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II.      Умение   выразительно   читать   предложения   с   междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ (10 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичноевыступление на эту тему.

3. Перечень практических, лабораторных работ

В рабочей программе предусмотрены различные виды обучающих и контрольных работ: тестовые работы, диктанты, изложения и сочинения различных видов. Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений) представлено в соответствии с программными требованиями для 7 класса:

Контрольные диктанты

Контрольные изложения

Контрольные сочинения

5

2

2

4. Требования к подготовке учащихся по предмету.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

 Требования к уровню подготовки учащихся за курс VII класса.

I.                  Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II.      К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями    и    навыками:

  производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

  составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

  соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на мате­риале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

          5.   Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.                Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М. Программы общеобразовательных учреждений.  Русский язык  5-9  классы. – М., «Просвещение», 2005

2.                Русский язык: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Изд.34-е. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова.  «Просвещение»,  2007.

3.                Таблицы по русскому языку для 7 класса. – М.: «Просвещение», 2009 г.

4.                Богданова  Г.А.  Уроки русского языка в 7 классе. - М.: Просвещение,2007

5.                Костяева Т.А. Проверочные и контрольные работы по русскому языку 7 класс.

6.                Егорова Н.В.. Поурочные разработки по русскому языку. 7 класс.- М.: «Вако», 2006 г.

7.                Тростенцова Л.А. Дидактический материал по русскому языку 7 класс. – М.: «Образование», 2007.

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                СОГЛАСОВАНО                 

Протокол заседания МО                                                                  Заместитель директора по УВР

учителей русского языка                                                     _________    _______________

и литературы                                                                                   подпись            Ф.И.О.

от _____________ №______,                                                          _____________________20    г.

_______________   ________

подпись рук. МО         Ф.И.О