Краснодарский край, Абинский район, пос.
Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 42
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол № 1
от 31 августа 2013
года
Председатель педсовета
________________ М.Е. Бойкова
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
Русскому языку
По
____________________________________________________________
(указать предмет, курс, модуль)
Класс _5
Количество часов 170 в год, в неделю
5 часов
Учитель Шаповалова Н.А. и Кулакова И.А.
Программа разработана на основе программы по русскому языку для 5-9 класса, утверждённой
решением педсовета МБОУ СОШ № 42
протокол № 1 от
«31» августа 2013 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе
требований Федерального государственного образовательного стандарта, примерной
программы по русскому языку в соответствии с программой по русскому языку к
учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская,
Н. М. Шанский)[1]. Планирование
ориентировано на учебник: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л.
А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012. Программа детализирует и раскрывает
содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и
развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения
русского языка, которые определены стандартом.
Русский язык – язык русского народа. Он служит ему средством:
Ø общения во всех сферах жизни (в быту,
в научном и художественно-словесном творчестве);
Ø хранения и передачи информации;
Ø связи поколений русских людей,
живущих в разные эпохи.
Русский язык – один из
развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и
грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями
изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием.
Русский
язык в современном мире – один из
официальных языков ООН. В Российской Федерации он является государственным
языком.
Целями и
задачами изучения русского языка в
основной школе являются:
·
воспитание
духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством
самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою
родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как
явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения,
средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство
освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
·
овладение системой знаний, языковыми и речевыми
умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании,
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования;
·
освоение знаний
об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие
способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и
оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного
запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств,
совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений
стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
·
развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой
культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях
общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому
самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
·
совершенствование
коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству,
созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить
содержательные компромиссы.
2. Общая характеристика
учебного предмета
В школе изучается
современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса
русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются
элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях
— территориальных, профессиональных.
Программа содержит:
·
отобранную
в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики
и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и
стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли
языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д.; речеведческие
понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,
формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах
русского литературного языка;
·
сведения
о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий
пунктуационных правил.
Кроме перечисленных знаний о языке и
речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых
умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.
Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей
нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и
предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода,
который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Коммуникативная
компетенция предполагает овладение
видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного
возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется
в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии
коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого
поведения.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического
мышления и речи учащихся. Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает
совершенствование
всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и
письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского
литературного языка: литературного произношения, образования форм слов,
построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их
лексическим значением и стилевой принадлежностью.
Второе направление — обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.
Словарь учащихся пополняется
при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку и
литературе. Обогащение запаса слов на уроках русского языка
обеспечивается систематической словарной
работой. Одно из важнейших требований к
словарной работе — развитие у
школьников умения
видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями - справочниками.
Третье направление в развитии
речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной
форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и
языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных
упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и
совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную
мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал,
правильно отбирать языковые средства.
На уроках русского языка уделяется внимание совершенствованию связной
речи учащихся: учебно-научной и публичной (ораторской) на основе знакомства с
основными видами бытового, общественно-политического и академического
красноречия.
Как обязательная составная часть в работе по развитию речи учащихся —
предупреждение и устранение различных языковых ошибок.
Работа по
развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения.
Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над
развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо
произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы
предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи,
выделять слова, на которые падает логическое ударение). Очень важно добиться,
чтобы каждый связный текст не был прочитан монотонно, невыразительно.
Языковая и лингвистическая
(языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как
знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных
норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических
умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм,
синтаксических конструкций;
совершенствования
орфографической и пунктуационной
грамотности; умения пользоваться различными
видами лингвистических словарей.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при
анализе, сопоставлении и группировке фактов
языка, при проведении фонетического,
морфологического, синтаксического,
орфографического, пунктуационного и
других видов разбора, которые следует использовать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы
и знаков препинания, а также для выработки навыков
самоконтроля.
Большое значение для формирования у школьников самостоятельности в учебном труде имеет
приобщение их к работе со справочной
литературой.
Культуроведческая
компетенция предполагает осознание
родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи
языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка,
освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность
объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В программе реализован
коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не
только в знаниевой, но и в деятельностной форме.
Направленность курса русского языка на формирование
коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и
культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
3. Место учебного предмета «Русский язык» в учебном
плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации
предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе
основного общего образования в объеме 735 часов (из расчёта 35 учебных недель).
В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе
— 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.
Примерная программа по русскому
(родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и
рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 часа и
формируется авторами рабочих программ.
Согласно
учебному плану школы программа в 5 классе рассчитана на 34 учебные недели,
поэтому данная рабочая программа по русскому языку для
основного общего образования составлена из расчёта 34 учебных недель, отражает
инвариантную и вариативную части программы и
составляет 714 часов (661ч+53 ч).
В том числе: в 5 классе — 170 ч, в 6 классе — 204 ч, в 7 классе
— 136 ч, в 8 классе —102 ч, в 9 классе — 102 часа.
Таблица
тематического распределения часов в 5 классе
|
Содержание |
Кол-во
часов |
1 |
Язык
и общение |
2 +1 |
2 |
Повторение
пройденного в 1-4 классах |
16+3 |
3 |
Синтаксис.
Пунктуация. Культура речи. |
22+7 |
4 |
Фонетика.
Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи. |
12+3 |
5 |
Лексика.
Культура речи. |
6+2 |
6 |
Морфемика.
Орфография. Культура речи. |
17+4 |
7 |
Морфология.
|
54+14 |
7/1 |
Имя
существительное. |
17+4 |
7/2 |
Имя
прилагательное. |
9+4 |
7/3 |
Глагол. |
28+6 |
8 |
Повторение
и систематизация изученного |
5+2 |
|
ИТОГО |
170 (134+36) |
4. Личностные, метапредметные,
предметные результаты
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1)
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2)
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации
устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста,
основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения
(поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и
жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов
разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным,
ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из
различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски
учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов,
справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и
систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный
поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые
высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и
использованных языковых средств;
Говорение и письмо:
• способность определять цели
предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной),
последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или
прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект,
аннотация);
• умение создавать устные и письменные
тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации
общения;
• способность свободно, правильно излагать
свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста
(логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно
выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога
(повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и
диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями
и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения
основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм
современного русского литературного языка; соблюдение основных правил
орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом
общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику
в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой
самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого
общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией
сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах,
обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и
навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний,
умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие
с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения
какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1)
представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
2)
понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3)
усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;
4)
освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и
речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5)
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского
языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании
устных и письменных высказываний;
6)
опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка,
уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств
языка;
8)
понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)
осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
5. Содержание
курса
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 1. Речь и речевое общение
1. Речь и речевое общение. Речевая
ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
Монолог и его виды. Диалог и его виды.
2. Осознание основных особенностей
устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Различение
диалогической и монологической речи. Владение различными видами монолога и
диалога. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных
ситуациях общения. Владение нормами речевого поведения в типичных ситуациях
формального и неформального межличностного общения.
Раздел 2. Речевая деятельность
1. Виды речевой деятельности:
чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
Культура чтения, аудирования, говорения и
письма.
2. Овладение основными видами речевой
деятельности. Адекватное понимание основной и дополнительной информации текста,
воспринимаемого зрительно или на слух. Передача содержания прочитанного или
прослушанного текста в сжатом или развёрнутом виде в соответствии с ситуацией
речевого общения. Овладение практическими умениями просмотрового,
ознакомительного, изучающего чтения, приёмами работы с учебной книгой и другими
информационными источниками. Овладение различными видами аудирования. Изложение
содержания прослушанного или прочитанного текста (подробное, сжатое,
выборочное).
Создание устных и письменных
монологических, а также устных диалогических высказываний разной
коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения. Отбор и
систематизация материала на определённую тему; поиск, анализ и преобразование
информации, извлеченной из различных источников.
Раздел 3. Текст
1. Понятие текста, основные признаки
текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль
текста. Микротема текста.
Средства связи предложений и частей
текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста.
Функционально-смысловые типы речи:
описание, повествование, рассуждение. Структура текста. План и тезисы как виды
информационной переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его
темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу
речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Определение
средств и способов связи предложений в тексте. Анализ языковых особенностей
текста. Выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли,
адресата, ситуации и условий общения. Создание текстов различного типа, стиля,
жанра. Соблюдение норм построения текста (логичность, последова-тельность,
связность, соответствие теме и др.). Оценивание и редактирование устного и
письменного речевого высказывания. Составление плана текста, тезисов.
Раздел 4. Функциональные разновидности
языка
1. Функциональные разновидности
языка: разговорный язык; функциональные стили: научный, публицистический,
официально-деловой; язык художественной литературы.
Основные жанры научного (отзыв,
выступление, доклад), публицистического (выступление, интервью),
официально-делового (расписка, доверенность, заявление) стилей, разговорной
речи (рассказ, беседа).
2. Установление принадлежности
текста к определённой функциональ-ной разновидности языка. Создание письменных
высказываний разных стилей, жанров и типов речи: тезисы, отзыв, письмо,
расписка, доверенность, заявление, повествование, описание, рассуждение.
Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом.
Содержание, обеспечивающее формирование
языковой и лингвистической
(языковедческой) компетенции
Раздел 5. Общие сведения о языке
1. Русский язык — национальный язык русского
народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального
общения. Русский язык в современном мире.
Русский язык в кругу других славянских
языков. Роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского
языка.
Русский язык как развивающееся явление.
Формы функционирования современного русского языка: литературный язык,
диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.
Русский язык — язык русской
художественной литературы. Основные изобразительные средства русского языка.
Лингвистика как наука о языке.
Основные разделы лингвистики.
Выдающиеся отечественные лингвисты.
2. Осознание важности
коммуникативных умений в жизни человека, понимание роли русского языка в жизни
общества и государства, в современном мире.
Понимание различий между литературным
языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка,
жаргоном.
Осознание красоты, богатства,
выразительности русского языка. Наблюдение за использованием изобразительных
средств языка в художественных текстах.
Раздел 6. Фонетика и орфоэпия
1. Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных
звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы
фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные
правила нормативного произношения и ударения.
Орфоэпический словарь.
2. Совершенствование навыков
различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких
согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей
произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов.
Нормативное произношение слов. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний
и умений в собственной речевой практике.
Использование орфоэпического словаря для
овладения произносительной культурой.
Раздел 7. Графика
1. Графика как раздел лингвистики.
Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости
согласных. Способы обозначения [j’].
2. Совершенствование навыков
сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания
алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях,
SMS-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
1. Морфемика как раздел лингвистики.
Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие
морфемы. Окончание как формообразующая морфема.
Приставка, суффикс как словообразующие
морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование
гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
Возможность исторических изменений в
структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Исходная (производящая) основа и словообразующая морфема.
Основные способы образования слов: приставочный,
суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный; сложение и его виды;
переход слова из одной части речи в другую; сращение сочетания слов в слово.
Словообразовательная пара, словообразовательная цепочка. Словообразова-тельное
гнездо слов.
Словообразовательный и морфемный словари.
Основные выразительные средства
словообразования.
2. Осмысление морфемы как значимой
единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Определение основных способов
словообразования, построение словообразовательных цепочек слов.
Применение знаний и умений по морфемике и
словообразованию в практике правописания.
Использование словообразовательного,
морфемного и этимологического словарей при решении разнообразных учебных задач.
Раздел 9. Лексикология и фразеология
1. Лексикология как раздел
лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Однозначные и
многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение
слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые
словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Словари
синонимов и антонимов русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения её
происхождения: исконно русские и заимствованные слова. Словари иностранных
слов.
Лексика русского языка с точки зрения её
активного и пассивного запаса. Архаизмы, историзмы, неологизмы.
Лексика русского языка с точки зрения
сферы её употребления. Общеупотребительные слова. Диалектные слова. Термины и
профессионализмы. Жаргонная лексика.
Стилистические пласты лексики.
Фразеология как раздел лингвистики.
Фразеологизмы. Пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Фразеологические
словари.
Разные виды лексических словарей и их роль в овладении
словарным богатством родного языка.
2. Дифференциация лексики по типам
лексического значения с точки зрения её активного и пассивного запаса,
происхождения, сферы употребления, экспрессивной окраски и стилистической
принадлежности.
Употребление лексических средств в
соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с
точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Извлечение необходимой информации из
лексических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов,
антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.)
и использование её в различных видах деятельности.
Раздел 10. Морфология
1. Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические
разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные (знаменательные) части
речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства
имени существительного, имени прилагательного, имени числительного,
местоимения, глагола, наречия. Место причастия, деепричастия, слов категории
состояния в системе частей речи.
Служебные части речи, их разряды по
значению, структуре и синтаксическому употреблению.
Междометия и звукоподражательные слова.
Омонимия слов разных частей речи.
Словари грамматических трудностей.
2. Распознавание частей речи по
грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.
Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное
употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний
и умений в практике правописания.
Использование словарей грамматических
трудностей в речевой практике.
Раздел 11. Синтаксис
1. Синтаксис как раздел грамматики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая
единица, типы словосочетаний. Виды связи в словосочетании.
Виды предложений по цели высказывания и
эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и
второстепенные члены, способы их выражения. Виды сказуемого.
Структурные типы простых предложений:
двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые,
предложения осложнённой и неосложнённой структуры, полные и неполные.
Виды односоставных предложений.
Предложения осложнённой структуры.
Однородные члены предложения, обособленные члены предложения, обращение,
вводные и вставные конструкции.
Классификация сложных предложений.
Средства выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения.
Сложные предложения союзные (сложносочинённые, сложноподчинённые) и бессоюзные.
Сложные предложения с различными видами связи.
Способы передачи чужой речи.
2. Проведение синтаксического
разбора словосочетаний и предложений разных видов. Анализ разнообразных
синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка
собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и
выразительности употребления синтаксических конструкций. Использование
синонимических конструкций для более точного выражения мысли и усиления
выразительности речи.
Применение синтаксических знаний и умений
в практике правописания.
Раздел 12. Правописание: орфография и
пунктуация
1. Орфография как система правил
правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в
составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, дефисные и раздельные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил
правописания.
Знаки препинания и их функции. Одиночные
и парные знаки препинания.
Знаки препинания в конце предложения.
Знаки препинания в простом неосложнённом
предложении.
Знаки препинания в простом осложнённом
предложении.
Знаки препинания в сложном предложении:
сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении
с разными видами связи.
Знаки препинания при прямой речи и
цитировании, в диалоге.
Сочетание знаков препинания.
2. Овладение орфографической и
пунктуационной зоркостью. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных
норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемно-словообразовательный и
морфологический анализ при выборе правильного написания слова. Опора на
грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в
предложении.
Использование орфографических словарей и
справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных
проблем.
Содержание, обеспечивающее формирование
культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
1. Взаимосвязь языка и культуры,
истории народа. Русский речевой этикет.
2. Выявление единиц языка с национально-культурным
компонентом значения, объяснение их значений с помощью лингвистических словарей
(толковых, этимологических и др.). Уместное использование правил русского
речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
ТАБЛИЦА ТЕМАТИЧЕСКОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЧАСОВ
№ п/п |
Разделы, темы |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
||||||
Примерная программа |
Рабочая программа |
Рабочие программы по
классам |
||||||
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8кл |
9кл |
||||
I |
Содержание,
обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции |
120 |
|
|
|
|
|
|
1 |
Речь и речевое общение |
20 |
20+ 6 |
4+ 2р |
4+ 1р |
4+ 1р |
4+1р |
4+1р |
2. |
Речевая деятельность |
15 |
15+ 13 |
3+ 4р |
3+ 3р |
3+ 2р |
3+2р |
3+2р |
3. |
Текст |
45 |
45 |
10 |
16 |
9 |
5 |
5 |
4. |
Функциональные
разновидности языка |
40 |
40 |
6 |
6 |
10 |
8 |
10 |
II |
Содержание,
обеспечивающее формирование языковой
и лингвистической (языковедческой) компетенции |
536 |
|
|
|
|
|
|
5. |
Общие сведения о языке |
15 |
15 |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
6. |
Фонетика и орфоэпия |
15 |
15 |
6 |
3 |
3 |
|
3 |
7. |
Графика |
5 |
5 |
5 |
|
|
|
|
8. |
Морфемика и
словообразование |
40 |
40 |
17 |
15 |
5 |
|
3 |
9. |
Лексикология и фразеология |
40 |
40 |
15 |
4 |
5 |
8 |
8 |
10. |
Морфология |
165 |
165+ 5 |
32 |
76+2р |
50+3р |
3 |
4 |
11. |
Синтаксис |
126 |
126 + 1 |
28 |
10+1р |
6 |
47 |
35 |
12. |
Правописание: орфография и
пунктуация |
110 |
110+ 27 |
26+ 5р |
38+6р |
19+6р |
12+5р |
15+5р |
III |
Содержание,
обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции |
5 |
|
|
|
|
|
|
13 |
Язык и культура |
5 |
7 |
1+ 1р |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
Культура речи |
20 |
20 |
2 |
12 |
6 |
|
|
|
РЕЗЕРВ |
53 |
53 |
12 |
13 |
12 |
8 |
8 |
|
ВСЕГО |
661 |
661 |
158 |
191 |
127 |
94 |
94 |
|
ИТОГО |
|
714 |
170 |
204 |
136 |
102 |
102 |
7. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебно - методическое обеспечение УМК
1.
Ладыженская Т. А.,
Баранов М. Т.,
Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. 5 класс. Научный редактор
— акад.
РАО Н. М. Шанский. М. Просвещение, 2012
2.
Е.А.Ефремова. Русский язык 5 класс. Рабочая
тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М. Просвещение,
2012
3.
Рабочие
программы. Русский язык. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской,
М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др. 5-9 классы.
Авторы:
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский, Л.А.Тростенцова. М. Просвещение, 2011
4.
Сенина Н.А.,
Вишневецкая Г.В., Федотенко С.В., Цесарская С.А. Русский язык. Тесты для
промежуточного контроля. 5 класс. – Ростов н/Д: Легион, 2009
5.Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для
V класса.
6.Уроки русского языка с применением информационных
технологий. 5-6 классы. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2010
Для информационно-компьютерной поддержки
учебного процесса
предполагается
использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с
помощью компьютера:
-
Электронное учебное пособие Русский язык 5 класс, 2005
Интернет-ресурсы
1.
Грамота. Ру:
справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.gramota.ru
2.
Крылатые слова и
выражения http://slova.ndo.ru
3.
Культура
письменной речи http://www.gramma.ru
4.
Мир слова
русского http://www.rusword.org
5.
Основные правила
грамматики русского языка http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm
6.
Российское
общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское
слово» http://www.ropryal.ru
Перечень
технических средств, имеющихся в кабинете
1.
Компьютер
2.
Мультимедиапроектор
3.
Средства
телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
4.
Принтер
5.
Интерактивная
доска
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
I.
Учащиеся должны
знать определения основных изучаемых в 5 классе языковых явлений, речеведческих
понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и
приводить нужные примеры.
II.
К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
-
разбирать слова фонетически, по составу и морфологически, а предложения (с
двумя главными членами) — синтаксически. Составлять простые и сложные
предложения изученных видов;
- разъяснять
значения известных слов и правильно их употреблять; пользоваться
орфографическими и толковыми словарями;
соблюдать
произносительные нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По
орфографии. Находить в
словах изученные орфограммы; находить орфографические ошибки и исправлять их.
Правильно
писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
По
пунктуации. Находить в
предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками
препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях
в соответствии с изученными правилами.
По связной речи. Определять тему и основную мысль текста, его стиль. Подробно и
сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов,
животных). Составлять простой план исходного и собственного текста. Писать
сочинения повествовательного характера на заданную тему, рассказы о случаях
из жизни, а также описывать отдельные предметы, животных по наблюдениям, опыту,
по картине.
Планируемые результаты изучения русского языка в 5
классе
Ученик научится |
Ученик получит возможность научиться |
|
КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, ЯВЛЯЮЩИЕСЯ ОСНОВОЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ |
||
Речь и речевое общение |
||
• использовать различные виды монолога
(повествование, описание, рассуждение) на материале доступных тем с
использованием наглядности или без неё; • использовать различные виды диалога в
ситуациях формального и неформального, межличностного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных
ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и
диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения,
достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности
использованных языковых средств по данному плану; |
• выступать
перед аудиторией с небольшим докладом, сообщением; •публично
защищать свою позицию; • участвовать
в коллективном обсуждении выступлений товарищей, аргументировать собственную
позицию, доказывать её, убеждать. |
|
Речевая деятельность |
||
Аудирование Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы
учащихся, выделяя основные мысли, определяя их взаимосвязь, языковое
оформление; воспроизводить основные мысли прослушанного в беседе, сохраняя,
если необходимо, особенности стиля высказывания; Анализировать и рецензировать ответы учащихся по
определённому плану. Слушать учебные материалы, использовать их содержание в
учебной деятельности. |
• понимать cкрытую
информацию в текстах научного и
художественного стиля, адаптированных по возрасту учащегося. |
|
Чтение Владеть техникой
чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать
учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля,
правильно расставлять логические ударения, передавать с помощью интонации
авторское отношение к предмету речи. |
понимать,
анализировать, оценивать явную информацию в прочитанных художественных текстах; • извлекать
информацию по заданной теме из учебно-научных текстов, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях,
высказывать собственную точку зрения. |
|
Говорение Подробно или сжато (устно и письменно)
пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или
животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении
художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные
для исходного текста языковые средства |
• создавать устные монологические и диалогические высказывания
содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство; • выступать перед аудиторией с докладом на заданную тему; • участвовать в диалоге, соблюдая нормы общения; • анализировать и речевые
высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого
результата. |
|
Письмо Подробно или сжато
письменно излагать тексты, содержащие повествование, описание предмета или
животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении
художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные
для исходного текста языковые средства. Создавать письменные
высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке;
раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать свое отношение к
предмету речи; соблюдать последовательность и связность изложения Находить и исправлять
недочеты в построении текста, в частности нарушения последовательности и
связности изложения; Исправлять речевые и грамматические ошибки. |
·
писать сочинения по картине, по личным наблюдениям
на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и
рассуждение); ·
совершенствовать повествовательный текст, вводя в
него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы
рассуждения, оценочные высказывания. |
|
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ |
||
Текст |
||
Определять тему и основную мысль текста; подбирать
заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте
главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание
предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
Определять стиль речи (разговорный, художественный); находить в тексте языковые
средства, характерные для данного стиля. |
·
создавать в устной и письменной форме сочинения по
картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета
или животного, повествование и рассуждение); ·
совершенствовать повествовательный текст, вводя в
него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы
рассуждения, оценочные высказывания |
|
Функциональные разновидности языка |
||
владеть практическими умениями различать
тексты разговорного и художественного
характера; находить в тексте языковые средства, характерные для данного
стиля. |
различать и
анализировать тексты разговорного характера, и художественной литературы с точки зрения специфики использования в них
лексических, морфологических, синтаксических средств; • создавать
тексты выступления на заданную тему; принимать
участие в беседах, разговорах, спорах в бытовой сфере общения, соблюдая нормы
речевого поведения; • выступать
перед аудиторией сверстников с небольшой речью. |
|
Общие сведения о языке |
||
характеризовать значение языка в жизни человека; определять различия между литературным языком и
диалектами определять разделы лингвистики. |
• характеризовать
вклад М. В. Ломоносова, Я.К. Грота, Р. И. Аванесова и В. И. Даля в развитие русистики |
|
Фонетика, орфоэпия, графика |
||
выделять в слове звуки и характеризовать их,
различать ударные и безударные гласные; не смешивать звуки и буквы;
правильно произносить названия букв, свободно пользоваться алфавитом, в
частности в работе со словарями |
· опознавать
основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно
читать прозаические и поэтические тексты; |
|
Морфемика и словообразование |
||
• выделять морфемы на основе смыслового и
словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры);
подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в
значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; • по типичным суффиксам и окончанию определять
изученные части речи и их формы; • пользоваться словарем морфемного строения слов |
Выделять морфемы на основе смыслового
словообразовательного анализа в словах сложной структуры; Составлять словообразовательные цепочки однокоренных слов |
|
Лексикология и фразеология |
||
• употреблять
слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое
значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы;
пользоваться толковым словарем • Характеризовать лексику языка с точки зрения
происхождения и особенностей словоупотребления(заимствованная и
исконно-русская; общеупотребительная, ограниченная в употреблении) |
• объяснять общие принципы классификации
словарного состава русского языка извлекать необходимую информацию из толковых
словарей · составлять
различного рода словари и словарные статьи ·
Наблюдать за использованием в художественном тексте
синонимов, антонимов, омонимов; слов в переносном значении для создания тропов (метафор, олицетворений, эпитетов);
диалектизмов, устаревших слов и фразеологических оборотов. ·
Определять текстовую функцию лексического повтора. |
|
Морфология |
||
• различать части речи; знать и верно указывать
специфические морфологические признаки глаголов, имен существительных,
прилагательных; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять,
спрягать, образовывать формы наклонения и др.; |
• извлекать необходимую
информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; • Употреблять в художественном
тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с
целью повышения образности и эмоциональности. • Знать о глагольной синонимии в
художественных текстах (наблюдение и
анализ). Употреблять глаголы в переносном значении. • Использовать текстовую функцию
видо-временных форм глагола. • Понимать образную и
экспрессивную роль имен существительных в художественном
тексте. • Определять текстовую функцию имён
существительных со значением «целое и его части». •Понимать образную, эмоциональную
функцию имён прилагательных в художественном тексте. •Использовать эпитеты. Синонимию имён
прилагательных. •Употреблять прилагательные в
переносном значении. |
|
Синтаксис |
||
выделять словосочетания в предложении, определять
главное и зависимое слова; определять предложения по цели высказывания,
наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических
основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов;
интонационно правильно произносить предложения изученных синтаксических
конструкций |
• анализировать синонимические средства
синтаксиса словосочетаний Наблюдать за использованием в
художественных текстах изучаемых синтаксических конструкций, усиливающих
образность и эмоциональность речи. |
|
Правописание и орфография |
||
• понимать значение письма и правописания для жизни
людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами
обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных
(по списку); о—ё после шипящих в корне, чередующихся а—о, е—и
в корнях типа -раст/ /-рос-, -лаг-//-лож-, -мер- / / -мир-, -тер-// тир-;
знать неизменяемые приставки (в-,
на-, с-и т. д.), приставки на з (с) (раз/ /рас-; из-//ис-и др.) и
верно их писать; знать смешиваемые при письме безударные окончания
существительных, прилагательных и глаголов, уметь обнаруживать их в тексте и
владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные
сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу; чк, чн, нч, рщ; верно
употреблять разделительные ъ—ь, букву ь после шипящих в
конце существительных и глаголов, не с глаголами |
• демонстрировать
роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать
необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
|
Язык и культура |
||
Выявлять исконно русские слова в произведениях устного народного творчества; Использовать правила речевого этикета в повседневной жизни и учебной деятельности |
• характеризовать на отдельных примерах
взаимосвязь языка, культуры и истории |
|
СОГЛАСОВАНО Заместитель
директора по УВР ______________ Е.В.Елефтериади
подпись
Ф.И.О. _____________ 2013 года |
Краснодарский край ,Абинский район, п.
Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя
общеобразовательная школа № 42
муниципального образования Абинский район
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по ________ _______________ русскому
языку ____________________________
(указать учебный предмет, курс)
Класс 5 класс
Учитель Шаповалова Н.А.
Количество часов: всего 170 часов; в неделю 5 часов;
Планирование составлено на основе
рабочей программы по
русскому языку для 5-9 класса Кулаковой И.А., утверждённой решением педсовета
МБОУ СОШ № 42
протокол № 1 от
«31» августа 2013 года.
[1]
Программы
общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы/ М. Т. Баранов, Т. А.
Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.:Просвещение, 2011. – 46 с.