1. Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана  на основе примерной программы по литературному чтению в рамках федерального государственного стандарта общего образования, Москва, «Просвещение», 2011год, используя авторскую программу  образовательной системы «Школа 2100»,  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева,  Москва, «Баласс» 2011год.

Цели:

- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно – познавательными текстами;

- обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к культуре народов  многонациональной России и других стран.

Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.

Для достижения поставленных целей изучения литературного чтения в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- формировать  осмысленный читательский  навык, который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам;

-  работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;

- понимать  художественное  произведение  как особый вид искусства; формировать умение определять его художественную ценность и анализировать средства выразительности;

- осваивать  основные нравственно - этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получая  навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий.

 

2.  Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  владение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

3) определение и объяснение своего эмоционально>оценочного отношения к прочитанному;

4) приобщение к литературе как искусству слова;

5) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей, их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру и поведения, действования в нем – через стихи и маленькие рассказы современных детских писателей. В 1-м классе дети читают об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

Во 2-м классе мир, который открывают для себя дети, расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы выходят в «единое духовное пространство» и узнают, что мир велик и многообразен и в то же время един. Когда бы и где бы ни жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчётливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло... Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую  литературу.

В 4-м классе дети получают целостное представление об истории русской детской литературы, о писателях и их героях, о темах и жанрах. Учебник «В океане света» – это курс русской детской литературы XVII–XXI вв. для уроков литературного чтения. Тексты расположены в хронологической последовательности, для того чтобы у детей воз-

никло первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения со временем его написания, с личностью автора и его жизнью, о соотношении конкретно-исторического и общечеловеческого. Содержание учебника «В океане света», система вопросов и заданий позволяют повторить и систематизировать прочитанное в 1–4-м классах, составить представление о многообразии творчества писателей. Так, например, в 1-м классе дети читают стихи С.Я. Маршака для малышей, во 2-м классе – его переводы народных песенок и сказки Ивана Франко; в 3-м классе – пьесу, в 4-м классе – статью-эссе о Михаиле Пришвине, переводы из зарубежной поэтической классики (Киплинг, Бёрнс). Таким образом, одним из ведущих принципов отбора и расположения материала, помимо названных выше, является монографический принцип. За 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, Е. Благининой, Ю. Владимирова,

А. Волкова, О. Григорьева, В. Драгунского, Б. Заходера, Ю. Коваля, С. Козлова, Ю. Коринца, С. Маршака, Н. Матвеевой, В. Маяковского, Ю. Мориц, Э. Мошковской, Г. Остера, К. Паустовского, М. Пришвина, А. Пушкина, Г. Сапгира, А. Н. Толстого, Э. Успенского, Д. Хармса, Г. Цыферова, Саши Чёрного, А. Чехова и др.  Они читают их произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. В 4-м классе дети видят связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы.

Такова внутренняя логика системы чтения. Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 1-м классе героями учебника становятся первоклассники Катя и Вова и их друг Петя Зайцев. Петя младше всех в классе, и друзья помогают ему: объясняют, отвечают на его вопросы, то есть занимают «позицию учителя», которая является лучшим способом самому понять предмет объяснения. Поскольку есть тот, кто «не понимает простых вещей», дети учатся не только читать, но и понятно объяснять, аргументировано рассуждать, общаться и взаимодействовать. Таким образом, мотивированными становятся и уроки вежливости, включённые в учебник, и последовательность разделов, и порядок расположения текстов внутри них: Петя и его друзья познают себя и окружающий мир. Естественными становятся и вопросы, задания, предлагаемые в такой форме: «Как бы вы Пете это объяснили?», «Помогите малышу и расскажите...» и т.п.

Во 2-м классе «сквозные герои» учебника – второклассник Саша и сказочный человечек Афанасий. Афанасий – знаток и любитель книг, они с Сашей путешествуют в сказки; Саша задаёт Афанасию вопросы, и тот отвечает или помогает найти ответ, рассказывает, читает весёлые стихи, песенки и считалки, загадывает загадки. Таким образом, система уроков литературного чтения во 2-м классе – это игра путешествие.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и

думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения,

абсолютно оправданно.

В учебнике 4-го класса форма подачи текстов – диалоги постоянно действующих героев – профессора-литературоведа Николая Александровича Рождественского и близнецов>четвероклассников Игоря и Оли. С помощью современной машины времени они путешествуют по страницам истории русской детской литературы, видят не только

реалии былого, но и живых писателей, разговаривают с ними, задают вопросы. В учебнике содержится обширный дополнительный материал: биографические сведения о писателях, воспоминания современников, отрывки из писем и дневников.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный

раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология

формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

 

  3.  Описание места учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с  федеральным базисным  учебным   планом и примерными программами начального общего образования  предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс по четыре часа в неделю (136 ч. в год) или по три часа в неделю (102 ч. в год).  Общий объём учебного времени составляет  544  часа (обучение в школе с русским (родны) языком обучения или 306 часов (обучение в школе с нерусским (родным) языком обучения со второго класса)

 

Содержание учебного предмета

Количество часов

 

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

«Попрыгать, поиграть…»

12 - 8

 

 

 

Наш дом

8 - 6

 

 

 

Ребятам о зверятах

12 - 9

 

 

 

Маленькие открытия

13 - 9

 

 

 

«Там на неведомых дорожках…»

 

23

 

 

Сказочные человечки

 

27

 

 

Сказочные богатыри

 

13

 

 

«Сказка мудростью богата…»

 

20

 

 

«Сказка – ложь, да в ней намек…»

 

21

 

 

«Самое обыкновенное чудо»

 

31

 

 

Прощание с летом

 

 

6 -4

 

Летние путешествия и приключения

 

 

19 -15

 

Природа летом

 

 

9 -7

 

Уроки и переменки

 

 

13 -11

 

«Глухая пора листопада…»

 

 

8-6

 

«И кот ученый свои мне сказки говорил…»

 

 

18 -11

 

«Поет зима, аукает…»

 

 

12 -9

 

Животные в нашем доме

 

 

9 -6

 

Мы с мамой и папой

 

 

12 -9

 

«Наполним музыкой сердца…»

 

 

9 -6

 

День смеха

 

 

4 -3

 

«О весна, без конца и без краю…»

 

 

8 -5

 

День Победы

 

 

5 -4

 

Родная земля

 

 

6 -5

 

Произведения современной детской литературы разных жанров

 

 

 

9 -7

У истоков русской детской литературы

 

 

 

20 -17

Детская литература  XIX  в.

 

 

 

46 -30

Детская литература  XX в.

 

 

 

61 -48

итого

45 -32

136

136 -102

136 -102

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 1 – м классе  является  формирование следующих умений:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 1 – м классе  является формирование  следующих умений.

Выпускник научится:

воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

заучивать наизусть небольшие стихотворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

различать рассказ и стихотворение.

2 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» во 2- м классе  является  формирование следующих умений:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать  своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во  2 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» во 2 – м классе  является формирование  следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

3 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 3- м классе  является  формирование следующих умений:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в  3 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 3 – м классе является  формирование  следующих умений.

Выпускник научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ>характеристику героя;

составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

4 класс

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» в 4- м классе  является  формирование следующих умений:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в  4 – м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи

строить рассуждения

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» в 4 – м классе является  формирование  следующих умений.

Выпускник научится:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста до чтения;

– самостоятельно находить ключевые слова;

– самостоятельно осваивать незнакомый текст (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, прогнозирование ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);

формулировать основную мысль текста;

составлять простой и сложный план текста;

писать сочинение на материале прочитанного с предварительной подготовкой;

– аргументировано высказывать своё отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;

– понимать и формулировать своё отношение к авторской манере письма;

иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других;

– самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);

относить прочитанное произведение к определённому периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в., XXI в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;

относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определённым признакам;

видеть языковые средства, использованные автором.

 

6. Содержание учебного предмета

1 класс 45 или 32 ч (4 часа в неделю)

 

«Попрыгать, поиграть…» (12 или 8 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях.

Наш дом (8 или 6 ч).

Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестрёнках и братишках и отношении к ним.

Ребятам о зверятах ( 12 или 9 ч).

Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребёнка на мир природы.

Маленькие открытия ( 13 или 9 ч).

Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова.

 

2 класс- 136 ч (4 часа в неделю)

«Там, на неведомых дорожках…» (23 ч).

Волшебные сказки, народные и литературные (П. Ершов, А. Пушкин, В. Одоевский, П. Бажов). Стихи о волшебстве, о сказочном мире. Герои волшебных сказок. Особенности волшебных сказок («сказочные приметы»). Русские народные скороговорки.

Сказочные человечки (27 ч).

Сказочные повести Т. Янссон, Дж.Р.Р. Толкина, А. Милна, А. Линдгрен, Дж. Родари, А. Толстого и их герои.

Сказочные богатыри (13 ч).

Сказки и былины об Илье Муромце и других русских богатырях, богатырские сказки разных народов.

«Сказка мудростью богата…» (20ч).

Сказки разных народов о мудрых людях и глупцах, о трудолюбии и честности. Русские народные загадки. Загадки С. Маршака, Б. Заходера, А. Прокофьева.

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» (21 ч).

Сказки разных народов о животных. Аллегорический смысл сказок. Современная сказка-сценарий А. Курляндского «Ну, погоди!». Стихи Л. Квитко, Ю. Мориц, Г. Сапгира, В. Левина о животных. Считалки.

«Самое обыкновенное чудо» (31ч).

Сказки А. де Сент-Экзюпери, Дж. Родари, В. Берестова, В. Хмельницкого, Б. Сергуненкова.

 

3 класс – 136 ч ( 4 часа в неделю)

или 102 ч ( 3 часа в неделю)

Прощание с летом (6 или 4 ч).

Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (19 или 15  ч)

Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений

Природа летом ( 9 или 7  ч).

Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (13 или 11  ч).

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада…» (8 или 6 ч).

Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

И кот ученый свои мне сказки говорил…» (18 ли 11 ч).

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает…» (12 или 9 ч).

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем

Животные в нашем доме (9 ли 6  ч).

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой (12  или 9 ч).

Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца…» (9  или 6 ч).

Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха (4 или 3  ч).

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю…» (8 или 5 ч).

 Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (5 или4 ч)

Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

Родная земля ( 6 или 5 ч)

Произведения К.Паустовского, Г.Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 

4 класс – 136 ч (4 часа в неделю)

или 102 ч ( 3 часа в неделю)

Произведения современной детской литературы разных жанров ( 9 или 7 ч)

Стихи современных поэтов, отрывки из фантастической повести Е.Велтистова.

У истоков русской детской литературы. (20  или 17 ч.)

Отрывки из русских летописей. Русские народные сказки в ранних записях. Стихи для детей поэтов XVII в. Савватия, Симеона Полоцкого, Кариона Истомина. Произведения для детей писателей XVIII в.: А. Болотова, статьи Н. И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума», детские стихи А. Шишкова. Нравоучительный характер произведений для детей, их прямая назидательность.

Детская литература XIX в. (46 или 30  ч.)

Басни И. Крылова. Первая литературная сказка для детей «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского. «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина и «Спящая царевна» В. Жуковского. Сказки и игры для детей В. Даля. Исторические рассказы А. Ишимовой. Разнообразие жанров; образность произведений для детей, постепенно приходящая на смену прямой назидательности. Появление темы природы в детском чтении. Отрывки из повести С. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Стихи А.К. Толстого, А. Майкова, Ф. Тютчева, А. Плещеева в круге детского чтения. Стихи Н. Некрасова о природе, посвященные русским детям.

Учебные книги для чтения К. Ушинского и Л. Толстого. Разнообразие жанров, познавательный характер произведений Ушинского и Толстого. Тема детства в рассказах писателей конца XIX в. Рассказ «Слон» А. Куприна. Сюжет, герои, идея рассказа, мастерство писателя в создании характеров.

Детская литература XX в.( 61 или 48 ч.)

Отрывки из повести Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки». Детская литература 20-х гг.: «Морские рассказы» Б. Житкова, отрывки из книги К.Чуковского «Серебряный герб». Детские журналы 20–30-х гг. Детские стихи обэриутов: Д. Хармса, А. Введенского, Ю. Владимирова. Поиски новых интересных форм и тем для детских стихов. Веселый тон и юмор стихов обэриутов. Богатство и многообразие жанров детской литературы. Сказки Е. Шварца и А.Н. Толстого, рассказы М. Пришвина, переводы С. Маршака, стихи В. Маяковского и А. Барто. Отрывки из романа Ю. Олеши «Три Толстяка».

Детская литература 30–50-х гг. Герои А. Гайдара («Тимур и его команда»). Юмор и сатира в детской литературе: рассказы Н. Носова, сатирические стихотворные портреты А. Барто.

Детская литература 60–90-х гг. «Панорама поэзии для детей»: стихи Е. Благининой, Б. Заходера, И. Токмаковой, Н. Матвеевой и др., пьеса-сказка С. Козлова, сказочные миниатюры Г. Цыферова. Знакомство с творчеством детских писателей К. Драгунской, Т. Собакина и др. Современные детские журналы.

 

 

 

 

 

 

 

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

1 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

1

 

 

 

“Попрыгать, поиграть..” ( 8 ч .)

А.Барто “Я выросла”, Я.Аким “Мой конь”, С.Чёрный “Про девочку, которая нашла своего мишку”.

В.Драгунский “Друг детства”.

В.Берестов “Про машину”.

А.Барто “Кукла”, С.Маршак “Цирк шапито”.

Эд.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”.

Второй урок вежливости. Г.Остер “Вредные советы”, И.Демьянов “Скакалочка”.

Е.Чарушин “Никита-охотник”.

Третий урок вежливости. Ю.Мориц “Попрыгать-поиграть”, С.Маршак “Вот маленький плюшевый сон”.

Эд.Успенский “Удивительное дело”, Н.Носов “Приключение Незнайки”.

Эд.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”

Аудирование  (слушание)

Воспринимать на слух стихотворения и рассказы в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы

по содержанию текста, оценивать свои эмоциональные реакции.

Чтение

Читать вслух слова, предложения; плавно читать целыми словами, постепенно увеличивать скорость чтения. Читать текст с интонационным выделением знаков препинания.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать  на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге:

понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

 

2

“Наш дом” ( 6 ч .)

Г.Цыферов “Что у нас во дворе ?”

В.Драгунский “Сестра моя Ксения”.

А.Барто “Две сестры глядят на брата”, Я.Аким “Мой брат Миша”.

Четвёртый урок вежливости. Г. Остер “Вредные советы”, стихи Демьянова.

М.Коршунов “Дом в Черёмушках”.

Р.р. Подробный рассказ с опорой на ключевые слова. Б.Заходер “Два и три”, М.Зощенко “Глупая история”,

3

“Ребятам о зверятах” ( 9 ч .)

Б.Заходер “Мохнатая азбука”.

Разные азбуки. М.Пришвин “Медведь”.

М.Граубин “У ручья”, “Беспокойные мыши”.

Пятый урок вежливости. С.Черный “Слоник”.

Е.Чарушин “Томкины сны”.

С.Михалков “Щенок”.

Ю.Коваль “Дик и черника”, А.Шибаев “Без ужина”.

М.Коршунов “Рисунок с натуры”. Знакомство с рассказом как жанром. М.Коршунов “Дом в Черёмушках”.

М.Коршунов “Дом в Черёмушках”.

Д.Хармс “Удивительная кошка”. И.Токмакова “Котята”.

Шестой урок вежливости “Как содержать домашних животных”. Ю.Мориц “Ворона”, В.Вересаев “Братишка”.

4

“Маленькие открытия” ( 9 ч .)

Г.Граубин “Сон”, “Шишкопад”, В.Бирюков “Сентябрь”, Т.Золотухина “Лужи-зеваки”.

В.Песков “Листья падают с кленов”, И.Токмакова “Туман”, “Осень”, Н.Сладков “Почему ноябрь пегий?”

Е.Благинина “Улетают, улетели…” , Т.Золотухина “Метель”, И.Токмакова “Медведь”.

Н.Сладков “Песенки подо льдом” , И.Токмакова “Куда в машинах снег везут”, Н.Сладков “Шапки долой!”, И.Токмакова “Весна”.

Н.Сладков “Бегство цветов”, В.Лапин “Утро”. К.Паустовский “Приточная трава”.

Н.Сладков “Бегство цветов”, Г.Новицкий “Зонтик”, С Маршак “Дождь”, А.Чутковская “Ночью дождь…”

М.Пришвин “Берестяная трубочка”, А.Александров “Лесные шорохи”. М.Пришвин “Берестяная трубочка”, А.Александров “Лесные шорохи”.

Декламировать стихотворение.

Читать про себя, отвечать на вопросы по прочитанному.

Предполагать содержание текста до чтения по его заглавию, предтекстовой иллюстрации, ключевым словам.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Пересказывать текст художественного произведения

(подробно).

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге:

понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого общения.

Создавать (устно) небольшой рассказ по картинке.

Творческая деятельность

Читать по ролям текст, используя нужную интонацию, темп и тон речи.

Иллюстрировать прочитанное произведение или план.

 

2 класс

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся.

1

 

«Там на неведомых дорожках» ( 23ч.).

Б.Заходер «Моя Вообразилия».

Б.Заходер «Сказочка».

М.Цветаева «В субботу».

Русская народная сказка «Царь – девица»

П.Ершов «Конёк – Горбунок»

А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

В.Одоевский «Мороз Иванович».

П.Бажов «Серебряное копытце».

Литовская сказка «Мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая коса».

Русские народные скороговорки.

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихотворение, сказка народная,

авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения.

Чтение

Читать вслух целыми словами осознанно, правильно,

выразительно, используя интонацию, соответствующий темп и тон речи.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

Читать про себя, осознавать текст, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст:

предполагать содержание по заглавию, иллюстрации,

фамилии автора, группе ключевых слов, определять тему; выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных; находить  тексте доказательство мыслей и чувств автора.

Участвовать в ведении учителем диалога с автором по ходу чтения или слушания текста.

Объяснять выбор автором заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст.

Составлять план: делить текст на части, озаглавливать части.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, оглавление, иллюстрации.

Выбирать книгу в библиотеке на основе  на основе анализа этих элементов.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Формулировать вопросительные предложения.

Конструировать монологическое высказывание: составлять рассказ о герое прочитанного произведения по плану.

Творческая деятельность

Инсценировать художественного произведение (его фрагменты): читать по ролям, участвовать в драматизации.

Иллюстрировать художественное произведение.

Сочинять сказку, загадку, считалку.

2

«Сказочные человечки» ( 27 ч.).

Голландская народная песенка «Морская прогулка».

Т. Янссон «Шляпа волшебника».

Джон Р.Р. Толкин «Хоббит» .

Алан Милн «Винни – Пух».

А.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».

Джанни Родари «Приключения Чиполлино».

Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

3

«Сказочные богатыри» ( 13ч.).

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

Сказка про Илью Муромца.

Былина « Илья Муромец и Святогор».

Киргизская сказка «Дыйканбай и Дэв».

Дагестанская сказка « Богатырь Назнай».

Н.Матвеева «Пираты».

4

«Сказка мудростью богата» ( 20 ч.).

Л.Эрадзе « Что мне всего дороже?»

Татарская сказка « Мудрый старик».

Киргизская сказка «Мудрая девушка».

Русская сказка «Мудрая дева».

Долганская сказка «Как появились разные народы».

Корейская сказка «Честный мальчик».

Японская сказка « Настоятель и служка».

Русская сказка « Три калача и одна баранка».

Иван Франко «Сказка о глупости».

Русские народные пословицы и поговорки.

С.Маршак «Загадки». А.Прокофьев «Загадки».

В.Брюсов «Спи , мой мальчик!» Я. Балтвилкс « Где ночует дрёма?»

 

 

 

5

 

«Сказка – ложь, да в ней намёк…» ( 21ч.)

Ю.Мориц « Слониха, слонёнок и слон».

Английская народная песенка «Кораблик».

Русская сказка «Лиса и рак».

Русская сказка « Напуганные медведь и волки».

Африканская сказка « Похождения дикого кота Cимбы».

Сказка афроамериканцев США « Как братец Кролик заставил братца Лиса, братца Волка и братца Медведя ловить Луну».

Эстонская сказка « Почему у зайца губа рассечена».

Латышская сказка «Как петух лису обманул».

А.Курляндский «Ну, погоди!»

Г.Сапгир « Песня». Л.Квитко «Смелые воробьи», «Весёлый жук».

Ю.Мориц « Резиновый ёжик».

В.Левин « Кошкина считалка», «Мышкина считалка». И.Демьянов « Считалки».

М. Бородицкая «Щи – талочка». Б.Заходер «Считалия».

А.Шибаев « Я осла узнаю сам». А.Майков «Колыбельная». М.Лермонтов « Спи, младенец мой прекрасный».

6

 

« Самое обыкновенное чудо» ( 31ч.)

Г.Горбовский « Розовый слон».

Антуан де Сент – Экзюпери «Маленький принц».

Джанни Родари «Солнце и туча».

Джанни Родари « Как Алиса в море побывала».

В.Орлов «Я рисую море».

В.Берестов « Честное гусеничное».

В.Хмельницкий «Дождь в лесу», «Соловей и бабочка».

В.Хмельницкий «Гора», « Снег и скрипка».

Г.Цыферов « Град», « Про чудака лягушонка».

Б.Сергуненков «Куда лето прячется», «Кот белый – кот чёрный».

Б.Сергуненков « Одуванчик».

Джанни Родари « Про дедушку, который не умел рассказывать сказки».

М. Бородицкая « Колдунье не колдуется».

Ю.Владимиров

« Ниночкины покупки».

Г.Остер «Очень страшная история». О.Григорьев « Я забрался под кровать». Ю.Мориц « Это – да! Это – нет!»

Б.Сергуненков « Поэт и заходящее солнце».

 

3 класс

1

«Прощание с летом» ( 4ч.)

 Г.Сапгир. «Нарисованное солнце». Ю. Ким « Светлый день»

В.Ю. Драгунский « Англичанин Павля»

Э. Успенский « Дядя Федор, пес и кот.»

К.Бальмонт «Капля». Подготовка к написанию сочинения - миниатюры

Б. Заходер « Что красивее всего?»

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся,

мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию, оценивать свои эмоциональные реакции, с помощью учителя формулировать главную мысль.

Характеризовать особенности прослушанного произведения: определять жанр (рассказ, повесть, сказка, стихотворение, поэма, пьеса); передавать последовательность

развития сюжета, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами других учащихся, оценивать свои и чужие высказывания.

Чтение

Читать вслух осознанно, правильно, выразительно, интонировать, использовать паузы, нужный темп и тон речи.

Декламировать стихотворение, отрывки прозы.

Читать про себя: понимать текст, проводить словарную работу по ходу чтения, выделять в тексте логические части, отвечать на вопросы.

Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) содержание по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, группе ключевых слов; определять тему, вычитывать

текстовую информацию: фактуальную, подтекстовую и концептуальную  (главную

мысль).

Объяснять выбор автором заглавия, его смысл; выбирать заголовок произведения из

предложенных.

Вести диалог с автором по ходу чтения текста: видеть прямые и скрытые авторские

вопросы, прогнозировать ответы, проверять себя по тексту.

Составлять план текста.

Выделять ключевые слова текста (фрагмента).

Формулировать главную мысль (выбирать из предложенных формулировок и самостоятельно).

Находить в тексте материал для характеристики героя.

Пересказывать текст подробно и выборочно.

Характеризовать книгу: анализировать обложку, титульный лист, иллюстрации,

оглавление.

Выбирать книги в библиотеке,  составлять краткий отзыв о прочитанной книге.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого поведения.

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному.

Конструировать устное монологическое высказывание: формулировать главную

мысль, отбирать материал, логично и последовательно строить текст, отбирать выразительные средства языка.

Создавать (устно) рассказ-характеристику героя, устное описание.

Культура письменной речи

Определять тему будущего письменного высказывания, тип текста  (описание или рассуждение), соответствующие языковые средства.

Создавать письменный текст (описание, отзыв).

Писать сочинение о личные впечатлениях после предварительной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать текст   (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрирование текста.        Сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

2

«Летние путешествия и приключения» ( 15ч.).

Ю. Ким. «Отважный охотник».

С.Голицын. «Сорок изыскателей».

И.Дик « В дебрях Кара – Бумбы»

М. Твен « Приключение Тома Сойера».

Б.Емельянов « Игра».

К.Г. Паустовский « Кот-ворюга»

К.Г.Паустовский « Жильцы старого города».

Обобщение по разделу « Летние путешествия и приключения».

3

«Природа летом» ( 7ч.).

С.Есенин « С добрым утром».

Чтение фрагмента из рассказа А.П.Чехова « Степь».

А.Н.Толстой « День Никиты».

И.Тургенев « Голуби».

И.Бунин « Роза».

В.Бианки «Неслышимка».

М.Пришвин « Золотой луг»

Б. Пастернак. « За поворотом»

Обобщение по разделу « Природа летом»

Устное описание картины А.А.Пластова « Летом».

4

« Уроки и переменки» ( 11 ч.) Э.Успенский « Школа клоунов».

Б.Заходер « Перемена».

Г.Куликов. « Как я влиял на Севку» 

Б.Заходер «Вредный кот».

Л.Гераскина « В стране невыученных уроков»

О.Григорьев « Витамин роста»

О.Григорьев « После уроков». « Кто прав?».

5

«Глухая пора листопада» ( 6ч.).

А.С.Пушкин « Осень»

К.Бальмонт « Осень». Ф.Тютчев « Есть в осени первоначальной».

К. Паустовский « Мой дом».

Г. Сапгир « Четыре конверта».

Д. Самойлов «Перед снегом».

К. Паустовский «Прощание с летом».

Обобщение по разделу « Глухая пора листопада».

 

6

«И кот ученый свои мне сказки говорил…» ( 11ч.).

Ю.Ким «Летучий ковер».

Г.Сапгир « Леса – чудеса»

Русская народная сказка « Кот и лиса».

В.Берестов «Сказка».

Русские народные сказки « Никита –Кожемяка»

« Как мужик гусей делил».

Б.Гребенщиков « Под небом голубым…»

Арабские сказки из « тысячи и одной ночи»,

Шестое путешествие Синдбада».

Арабская сказка «Синдбад –мореход»

Шарль Перро «Ослиная Шкура».

Г.Х.Андерсен «Стойкий оловянный солдатик».

Великий датский сказочник.

А.Волков «Волшебник изумрудного города».

С.Маршак « Сказка про козла».

В.Высоцкий « Песня Кэрролла».

7

«Поет зима аукает…» ( 9ч.)

С.Есенин « Поет зима аукает» « Пороша».

К.Бальмонд «Снежинка»

И.Бродский «Вечером».

Ю.ВМориц  « Настоящий секрет»

А.Барто « В защиту Деда Мороза».

В.Драгунский «Кот в сапогах».

Б. Пастернак « Снег идет», А.Башлачев « Рождественская», Д Самойлов «Город зимой»

В. Бианки «По следам»

8

«Животные в нашем доме» (6ч.).

В.Берестов. «Прощание с другом».

Д.Мамин – Сибиряк. «Медведко».

Ю. Коринец. « Ханг и Чанг».

В. Драгунский « Дымка и Антон»

Г. Сапгир « Морская собака»

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин»

Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»

9

«Мы с мамой и папой» ( 9ч.).

Э. Успенский « Все в порядке», « Если был бы я девченкой».

В.Драгунский «..Бы»

Ю. Коринец « Подарки под подушкой»

А. Барто «Разговор с дочкой».

И. Дик « Красные яблоки»

А. Барто. « Перед сном»

В. Драгунский. «Девочка на шаре»

В. Драгунский «Тайное становится явным»

С.Маршак « Хороший день».

10

« Наполним музыкой сердца» ( 6ч.)

О. Мандельштам «Рояль».

К. Паустовский « Корзина с еловыми шишками».

 « Волшебник и великий музыкант»

Г. Цыферов « Тайна запечного сверчка». « Небольшое вступление».

Г. Цыферов « Тайна запечного сверчка». «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца»

И. Тургенев «Певцы»

В.Драгунский « Независимый горбушка»

11

«День смеха» ( 3ч.).

Г.Сапгир «Смеянцы».

Г.Сапгир « Людоед и принцесса, или все наоборот»

В. Драгунский « Надо иметь чувство юмора».

Ю. Мориц « Малиновая кошка»

12

« О весна, без конца и без краю …»( 5ч.)

Стихи о весне Ф. Тютчева, А. Блока, А. Макаревича.

Стихи В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Черного и Б. Окуджавы о весне

А. Толстой « Детство Никиты»

13

« День победы» ( 4ч.).

А.Ахматова « Памяти друга». 

В.Драгунский « Арбузный переулок»

В.Высоцкий « Он не вернулся из боя».

Б. Окуджава « Песенка об Арбате».

С.Козлов, Г.Цыферов. « Где живет солнце?»

14

Родная земля (5ч.)

Произведения К.Паустовского, Г.Цыферова

 

 

4 класс

1

«Произведения современной детской литературы разных жанров» ( 9 ч.)

Г. Сапгир « Сегодня, завтра и вчера». Знакомство с героями путешествий

Е Велтистов « Приключение Электроника»

Ю. Мориц « Баллада о фокусах шоколада».

Аудирование (слушание)

Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров в исполнении учителя, учащихся, мастеров слова; отвечать на вопросы по содержанию; понимать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать на слух задание (учебный текст), определять алгоритм выполнения, оценивать ход и результат выполнения.

Характеризовать прослушанное художественное произведение: его жанр (включая поучение, летопись, путешествие и др.), сюжет (последовательность развития событий); описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, оценивать своё и чужое высказывание.

Чтение

Читать текст вслух осознанно, правильно, выразительно, выбирать соответствующие

интонацию, тон и темп речи, ставить логическое ударение.

Декламировать стихотворения, отрывки прозы.

Читать про себя текст осознанно, выделять в нём логические части, проводить словарную

работу, отвечать на вопросы.

Вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Вычитывать фактуальную и подтекстовую информацию из предложения, составлять рассказ на основе предложения.

Формулировать основную мысль текста.

Вести по ходу чтения диалог с автором текста: задавать вопросы автору по ходу чтения, прогнозировать ответы, осуществлять самоконтроль.

Находить ключевые слова текста.

Объяснять смысл заглавия произведения.

Составлять простой план текста самостоятельно, сложный план – с помощью учителя.

Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно.

Анализировать структуру книги, самостоятельно выбирать книгу в библиотеке.

Культура речевого общения

Участвовать в диалоге.

Конструировать монологическое высказывание.

Создавать устно текст – рассказ-характеристику героя.

Высказывать аргументировано своё отношение к прочитанному, к героям.

Культура письменной речи

Готовиться к сочинению: определять и анализировать тему, формулировать замысел

(главную мысль), собирать материал, составлять план, работать над черновиком,

редактировать текст.

Создавать письменный текст: писать сочинение на материале прочитанного после предвари-

тельной подготовки.

Творческая деятельность

Инсценировать художественные произведения (чтение по ролям, драматизация).

Иллюстрировать текст.

Писать творческие работы:

сочинения по прочитанному,

сочинение-подражание, отзыв о прочитанной книге и др.

2

«У истоков русской детской литературы» ( 17 ч.).

Зарождение литературы. Летопись. А.Пушкин « Борис Годунов» (отрывок) Н. Кончаловская « В монастырской келье узкой»

« Повесть временных лет.

« Похвала книгам» Ярослава Мудрого

« Поучения» Владимира Мономаха детям. Что читали наши предки в 15-16 веках. Поучение и светский рассказ.

Путешествие 1. 17 век. Справщик Савватий_ первый детский поэт.

Стихи Симеона Полодского и Кариона Истомина

С. Аксаков « Детские годы Багрова – Внука» автобиографическая повесть.

А. Болотов « Жизнь и приключения Андрея Болотова».

С.Аксаков и А. Болотов. Автобиографические повести.

Статьи Н.И. Новикова из журнала «Детское чтение для сердца и разума»

А. Шишкова. Образ « идеального « ребенка в рассказе

3

«Детская литература 19 века. Путешествие продолжается» ( 30ч.). Москва начала 19 века. И. Крылов « Слон и Моська»

И. Крылов « Квартет», « Свинья под Дубом» Особенности басни.

Путешествие м4, 1828 год. Первая русская литературная сказка.

А. Погорельский « Черная курица»

Путешествие 5. Лето 1831 года. Как писать для детей?

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане»

А.Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде»

В. Жуковский « Спящая царевна».

Литературные сказки. Поэтическое состязание Жуковского и Пушкина.

В.Даль « Война грибов с ягодами».

А. Ишимова « Славяне».

Литературные сказки. В.М. Гаршин « Лягушка – путешественница».

Поэты 19 века о природе. Стихи А.

Толстого, А. Плещеева о весне. Стихи Майкова, A. Тютчева о природе.

Н. Некрасов « Дед Мазай и зайцы».

Путешествие 7. Школа в ясной поляне. Учебные книги.

Л.Н.Толстой « Два брата», « Какая бывает роса на траве», « Как ходят деревья».

К.Ушинский. « Столица и губернский город»

К. Ушинский « Наше Отечество».

К. Ушинский « Жалобы зайки».

А.Куприн « Слон».

 Д.Мамин – Сибиряк « Емеля – охотник».

4

Детская литература 20 века. Новые встречи со старыми друзьями» ( 48ч.)

Л. Чарская « Записки маленькой гимназистки».

Мир детства на страницах русской классики 19-20 веков.

Житков и Маршак. Редакция «Воробья».

Б.Житков « Николай Исаич Пушкин»

К. Чуковский « Телефон».

Стихи Д. Хармса « Обернуты»

Стихи Ю. Владимирова и А. Введенского

Путешествие 10. Вокруг Маршака.

 « Современные чудаки».

Современные детские журналы.

Е Шварц « Два брата».

Б. Галанов « Книжка про книжку».

А.Толстой « Фофка»

А.Толстой « Кот – сметанный лоб».

М. Пришвин « Изобретатель».

С. Маршак « Сила жизни»

Тим Собакин «Цвет ветра», « Самолёт».

Эпилог. Письмо к читателям.

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1.

Печатные пособия

1. Примерные  программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011 год

2. Учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

3. словари по русскому языку

4. портреты поэтов и писателей

5. учебное пособие

6. иллюстративный материал

7. дидактический материал к урокам

8. методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков

9.набор контролирующих материалов.

11.Л.И.Тикунова, Т.В.Игнатьева “300 учебных текстов, проверочных работ и тестов по чтению”. Москва, 2000г.

 

1

 

К

 

 

 

К

1

1

1

 

 

1

 

 

2.

Технические средства обучения

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер с принтером