1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  программы  «Обязательному ми­нимуму содержания общего образования по кубановедению», который утверждён решением коллегии департамента образова­ния и науки Краснодарского края от 27.10.2004 (приказ департа­мента образования и науки «Об утверждении обязательного ми­нимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004 №01.8/2228)

    Основная цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, её истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

- изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

- развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

- воспитать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

- развить креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

- сформировать чувство ответственности за сохранение и приумножение исторического и культурного наследия.

Рабочая программа курса «Кубановедение»  разработана на основе  авторской программы, составленной Ерёменко Е.Н., Зыгиной Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. «Кубановедение. Программа для 1-4 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края»,  Краснодар,  ОИПЦ «Перспективы образования», 2009 год.

Содержание программы соответствует «Обязательному минимуму содержания общего образования по кубановедению», который утвержден решением коллегии Департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004г. (приказ Департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14.12.2004г. № 01.8/2228).

Цель курса «Кубановедение» в начальной школе заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся  к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением - к жителям края.

       Данный курс в системе общего развития учащихся призван решать следующие задачи:

1.      изучить своеобразие истории, культуры, природы родного края;

2.      развить экологическое мышление, формировать экологическую грамотность;

3.      воспитывать эмоционально-волевые, нравственные качества личности ребенка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

4.      развивать креативность младшего школьника, способность к позитивному преобразованию окружающего мира;

5.      сформировать чувство ответственности за сохранение и преумножение исторического и культурного наследия.

В современных условиях модернизации российского образования одним из важных вопросов является формирование его региональной составляющей.

Историко-культурологический принцип построения программы объясняет ее содержательную доминанту и определяется целеполаганием:

-воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине

-освоение знаний об истории и культуре Кубани

-формирование ценностных ориентаций

-овладение  нравственной, социальной, геоэкологической  культурой в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, этнонациональными традициями, географическими особенностями природы, населения и хозяйства Краснодарского края; богатством и разнообразием ее флоры и фауны

-развитие коммуникативной и культуроведческой компетенций

-применение  приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности и повседневной жизни.

2. Общая  характеристика   учебного предмета

Курс позволяет активизировать знания учащихся о родной Кубани, её природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии. Поэтому ведущим принципом отбора материала является краеведение в сочетании с мировидением. Важно научить ребёнка объяснять окружающий его мир, систематизируя как непосредственный, так и «энциклопедический» его опыт. Необходимо научить отвечать не только на вопрос «Как устроен мир?», но и – «Почему он так устроен?». При этом вместо заучивания большого набора фактов целесообразно формировать целостную картину общества и истории, формировать историческое мышление, умение самостоятельно определять причины и прогнозировать следствия общественных событий. Вместо преподнесения готового набора авторских оценок и трактовок важно стимулировать младших школьников выражать свою точку зрения, развивать умение самостоятельно определять своё личное отношение к событиям, значимым как для края в целом, так и для каждого ребёнка.

«Кубановедение» в начальной школе является интегрированным курсом. При его изучении младший школьник узнаёт об особенностях природы Краснодарского края, об историческом развитии своей малой родины, о поэтах, прозаиках, композиторах и художниках, выдающихся деятелях науки, медицины, о хозяйственной деятельности жителей родного края. Опираясь на опыт, полученный в ходе исследовательской деятельности, во время экскурсий, младшие школьники узнают о своей семье, о фамилии, которую они носят, о достопримечательностях родного города, станицы, хутора, о многонациональном населении Кубани, знакомятся с устным народным творчеством, бытом своих предков.

Общение с богатой природой края при активизации эмоционально-чувственной сферы должно стать хорошей базой для воспитания у младших школьников ответственности за свою малую родину и чувства уважения к тем, кто открывал, осваивал, защищал земли Кубани. Экскурсии на природу, в места трудовой и боевой славы кубанцев, в краеведческий, художественный музеи и т.п. обогатят чувственный, эмоциональный опыт ребёнка.

Содержание данного курса позволяет развить коммуникативные способности младших школьников в ходе грамотно организованной коллективно-распределительной деятельности.

Кубановедение – предмет особый. Для более успешного его усвоения учителю начальных классов необходимо разнообразить формы проведения учебных занятий: экскурсии, викторины, уроки-исследования, очные и заочные путешествия в музеи, на выставки, встречи с интересными людьми и пр.

Эффективность преподавания данного курса зависит также от того, насколько он содержательно интегрируется с курсами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология». Постепенность, последовательность изучения данного курса позволяют создать условия для дальнейшего изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в среднем звене школы.

В основе построения программы лежит концентрический  принцип, который обеспечивает подбор наиболее актуальных для младшего школьника знаний, использование его жизненного опыта и в дальнейшем на этой базе возможность систематизации, обобщения и более глубокого изучения предмета.

3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебная программа «Кубановедение» разработана для 1–4 класса начальной школы. На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс – 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе – 33 ч в год, во 2-4 классах – 34 ч в год (при 1 ч в неделю). 

Таблица тематического распределения количества часов

Тематика разделов

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

1.

Я и моя семья

10

10

10

 

 

 

2.

Наша школа

7

7

7

 

 

 

3.

Родной город (село, станица, хутор

8

8

8

 

 

 

4.

Будем жить в ладу с природой

8

8

8

 

 

 

5.

Земля отцов - моя земля

17

17

 

2

 

15

6.

Природа родного края

14

14

 

14

 

 

7.

Труд и быт жителей Кубани

11

11

 

11

 

 

8.

Населенные пункты Краснодарского края

7

7

 

7

 

 

9.

Нет  в мире краше Родины нашей

12

12

 

 

12

 

10.

Без прошлого нет настоящего

10

10

 

 

10

 

11.

Казачьему роду нет переводу

12

12

 

 

12

 

12.

Береги землю родную, как мать любимую

11

11

 

 

 

11

13.

Жизнь дана на добрые дела

8

8

 

 

 

8

Итого

135

135

33

34

34

34

 

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни  признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. 

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России и Кубани  от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к народу, малой родине, в осознанном желании служить им.

Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

1-й класс

Личностными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих умений:

-        Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие.

-        Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

-        Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-        В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

 

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

-     Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

-     Проговаривать последовательность действий на уроке.

-     Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

-     Учиться работать по предложенному учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

-     Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-     Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 

Познавательные УУД:

-     Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

-     Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-     Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

-     Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

-     Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

-     Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

 

Коммуникативные УУД:

-     Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).

-     Слушать и понимать речь других.

-     Выразительно читать и пересказывать текст.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

-     Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-     Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).

 

Предметными результатами изучения курса «Кубановедение» в 1-м классе является сформированность следующих умений.

1-я линия развития – уметь объяснять мир:

-     называть своё полное имя, имена своих родных, домашний адрес;

-     знать основные помещения школы, их предназначение, ориентироваться в их месторасположении;

-     знать традиции своей школы;

-     называть улицы, расположенные вблизи дома и школы;

-     называть основные учреждения культуры, быта, образования своей станицы;

-     называть основные достопримечательности родной станицы;

-     называть профессии жителей своей станицы;

-     называть основных представителей растительного и животного мира своей местности (ближайшее окружение).

 

2-я линия развития  – уметь определять своё отношение к миру:

-     соблюдать правила поведения в общественных местах, а также в ситуациях, опасных для жизни;

-     оценивать правильность поведения в быту  (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

6. Содержание   учебного предмета

 

1 КЛАСС - 33 часа

Я и моя семья (10 ч).

Мой родной край. Будем знакомы! Любимые занятия. Моя семья. Мои обязанности в семье. Семейные традиции.

Наша школа (7 ч).

Наша школа. Правила поведения в школе. Знакомство со школой. Школьные поручения. Школьная дружба.

Родной город (село, станица, хутор) (8 ч).

Родной город (станица, хутор). Улица, на которой я живу. Правила безопасного поведения на улице. Виды транспорта. Правила поведения в общественном транспорте. достопримечательности моего города (села, станицы, хутора). Труд людей моей местности.

Будем жить в ладу с природой (7 ч).

Будем жить в ладу с природой. Красота природы родного края. Растительный и животный мир. Забота о братьях наших меньших. Красная книга Краснодарского края. Люблю тебя, мой край родной (итоговое занятие).

В программу также включены темы из программы тематического раздела «Кубань – многонациональный край» в количестве 4 часов.

 

2 КЛАСС (34 часа)

1.      Земля отцов – моя земля (2часа)   Моя малая Родина. Гимн, герб, флаг Краснодарского края. Флаг, герб Абинского района.

2.    Природа родного края (14часов)

Природа Краснодарского края. Формы поверхности своей местности.

Особенности времен года и погоды своей местности. Водо­емы Краснодарского края:         моря, реки. Водоемы своей местнос­ти. Разнообразие растительного мира Краснодарского края. Раз­нообразие животного мира Краснодарского края. Домашние и дикие животные. «Красная книга» Кубани.

3.    Труд и быт жителей Кубани (11часов)

Особенности труда и быта жителей родного края.Казачья хата. Православные праздники. Ремесла на Кубани. Быт казаков. Уклад кубанской семьи.

4.      Населенные пункты Краснодарского края (7 часов)

Родной хутор( город, станица, село) Кубанская весна. Улицы моего населенного пункта. Населенные пункты Краснодарского края. Краснодар – главный город края. События Великой Отечественной войны. Победа деда – моя победа.

3 КЛАСС (34 часа)

Тема 1. Нет в мире краше Родины нашей (12 часов)

Природа Краснодарского края. Формы поверхности (рав­нины, горы, холмы, овраги). Природные явления Краснодарского края (штормы, смерчи, суховей и др.). Водоемы Краснодарского края: моря, реки, озера, водохранилища, лиманы. Почва Красно­дарского края, значение для жизни растений и животных. Раз­нообразие растительного мира Краснодарского края, его охрана. Грибы: съедобные и несъедобные. Правила сбора. Разнообразие животного мира Краснодарского края. Охрана животных. «Крас­ная книга» Кубани. Кубань - здравница России.

Тема 2. «Без прошлого нет настоящего» (10 часов)

 «Лента времени», древние города. Переселение казаков на Кубань. Основание городов и станиц. С верою в сердце. История Кубани в символах. Добрые соседи. Без прошлого нет настоящего.

Тема 3. «Казачьему роду нет переводу» (12 часов)

Твоя родословная. Ты и твое имя. Из истории кубанских фамилий. При солнышке тепло, при матери – добро. Кто лениться, тот не цениться. Кубанские умельцы. Народные обычаи и традиции. Кубанский фольклор. Казачьему роду нет переводу.

4 КЛАСС (34 часа)

1.      Береги землю родимую, как мать любимую – 11 часов.

 Природа Краснодарского края. Формы поверхности. Природные зоны края. Полезные ископаемые Краснодарского края, их использование. Водоемы края. Использование человеком, их охрана. Почва Краснодарского края. Защита почв. Охрана сель­скохозяйственных земель. Разнообразие растительного мира края, его охрана. Разнообразие животного мира края. Заповедники и заказники Краснодарского края. «Красная книга» Кубани. 

2. Земля отцов – моя земля  - 15 часов

История Кубани в архитектуре. Вещи рассказывают о прошлом. Народные ремесла. Одежда жителей Кубани. Письменные источники. Как изучают историю Кубани. Обычаи и праздники народов, живущих на Кубани. Устная история родного края. Екатеринодар – Краснодар. Символика Краснодарского края. Земля отцов – моя земля.

3.      Жизнь дана на добрые дела – 8 часов.

 Просветители земли кубанской. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны. Труженики полей. Радетели земли кубанской. Ты – наследник земли отцов. Жизнь дана на добрые дела. 

7. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся.

Тематика разделов

Количество часов

 

Примерная программа

Рабочая программа

1 кл

2 кл

3 кл

4 кл

Характеристика деятельности учащихся

1.

Я и моя семья

10

10

10

 

 

 

Различать времена года по признакам.

Характеризовать времена года.

Приводить примеры использования человеком богатств природы.

2.

Наша школа

7

7

7

 

 

 

Находить на карте родной посёлок

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику, родного города.

3.

Родной город (село, станица, хутор

8

8

8

 

 

 

Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов.

Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных.

Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных.

4.

Будем жить в ладу с природой

8

8

8

 

 

 

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать ее состояние. Проверять достоверность народных примет о погоде.

Собирать материал на основе бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанными с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками.

5.

Земля отцов - моя земля

17

17

 

2

 

15

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

Подготавливать небольшие сообщения о исторических событиях на основе дополнительной информации.

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века» (о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

Знакомиться во время посещения школьного музея с прошлым родного края, с местами исторических событий и памятниками истории.

Участвовать в праздновании Дня Победы

6.

Природа родного края

14

14

 

14

 

 

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

7.

Труд и быт жителей Кубани

11

11

 

11

 

 

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Сопровождать обсуждение иллюстративным материалом.

8.

Населенные пункты Краснодарского края

7

7

 

7

 

 

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику Краснодарского края, родного города.

9.

Нет  в мире краше Родины нашей

12

12

 

 

12

 

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику Краснодарского края, родного города.

10.

Без прошлого нет настоящего

10

10

 

 

10

 

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века» (о Великой Отечественной войне – рассказы ветеранов войны об их вкладе в общую победу.)

11.

Казачьему роду нет переводу

12

12

 

 

12

 

Извлекать дополнительную информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

12.

Береги землю родную, как мать любимую

11

11

 

 

 

11

Находить на карте России родной регион

Исполнять гимн Краснодарского края, родного города.

Характеризовать символику Краснодарского края, родного города.

13.

Жизнь дана на добрые дела

8

8

 

 

 

8

Участвовать в групповой работе по подготовке устного сочинения «Рассказ от первого лица – очевидцы событий ХХ века»

Итого

135

135

33

34

34

34

 

 

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

 

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

1.

Печатные пособия

o   Еременко Е.Н., Зыгина Н.М., Шевченко Г.В., Мирук М.В., Науменко Т.А., Паскевич Н.Я. Программа курса «Кубановедение» для 1-11 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар, «перспективы образования», 2009г.

o    Е.Н.Ерёменко,Н.М.Зыгина,Г.В.Шевченко практикум «Кубановедение» для 1 класса, ОИПЦ «Перспективы образования»  Краснодар, 2012 год;

o   Е.Н.Ерёменко, Н.М.Зыгина, Г.В.Шевченко учебник-тетрадь «Кубановедение» для 2 класса, ОИПЦ «Перспективы образования»  Краснодар, 2012 год;

o   Т.А.Науменко, Ю.А.Матвеева рабочая тетрадь по кубановедению для 3 класса, ОИПЦ «Перспективы образования»  Краснодар, 2012 год;

o   Т.А.Науменко, Ю.А.Матвеева рабочая тетрадь по кубановедению для 4 класса, ОИПЦ «Перспективы образования»  Краснодар, 2012 год;

o   М.В.Мирук, Е.Н.Ерёменко, Т.А.Науменко, Н.Я.Паскевич   учебник «Кубановедение»  для 3-4 класса, ОИПЦ «Перспективы образования»  Краснодар, 2011 год.

o   Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 3 класс. Автор – составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика – Принт, 2006.

o   Методические материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по кубановедению. 4 класс. Автор – составитель Ерёменко Е. Н. Краснодар: Вика – Принт, 2006г.

 

1

 

 

 

25

 

 

25

 

 

 25

                            

25

 

25

 

   5                        

 

 

   1

 

 

 

 

 

2.

o   Комплект карт по кубановедению

                  1                

3.

Экранно-звуковые пособия

o   СD – диски с материалом по кубановедению

 

5

3.

 

Технические средства обучения

o   Мультимедийный проектор

o   Персональный компьютер с принтером

 

1

1

1

4

Цифровые и электронные образовательные ресурсы.

http://kubanetnos.ru

http://www.fca.narod.ru\kuban.html

http://culturemap.ru

 

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.

коллекции минералов и полезных ископаемых

гербарии, семена и плоды растений