Рассмотрено
на заседании
Согласовано зам. директора Утверждаю:
методического по
учебно-воспитательной работе « »________20 г.
объединения учителей
________________________ Директор
________
Пр № ___ от« »________20 г.
_____________ ИЕ Янишевская ЕВ Елефтериади МЕ
Бойкова
Рабочая программа
по математике для 5 класса .УМК Н.Я.Виленкин и др.
Составлена на основе ФГОС основного общего
образования
Составитель: Марченко Любовь
Александровна
Пояснительная записка
к рабочей программе по математике. 5 класс.
Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования, с учетом требований федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием рекомендаций авторской программы Н.Я Виленкина.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов, 5 часов в
неделю, 34 учебных недели.
Цели:
Задачи:
В течение года планируется провести 12 контрольных
работ. запланировано 6 самостоятельных работы и 8 тестов по
стержневым темам курса математики 5 класса.
В рабочей
программе предусмотрено 12 контрольных работ по темам:
· «Натуральные числа и шкалы»,
· «Сложение и вычитание натуральных чисел»,
· «Уравнение»,
· «Умножение и деление натуральных чисел»,
· «Упрощение выражений. Степень числа»,
· «Площади и объемы»,
· «Обыкновенные дроби»,
· «Сложение и вычитание обыкновенных дробей»,
· «Сложение и вычитание десятичных дробей»,
· «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа»,
· «Умножение и деление десятичных дробей»,
· «Проценты»,
· «Инструменты для измерений»,
· «Итоговое повторение».
Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии суставом школы.
Содержание курса математики 5 класса включает в себя следующие блоки:
1. Натуральные числа и шкалы.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел.
3. Умножение и деление натуральных чисел.
4. Площади и объемы.
5. Обыкновенные дроби.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей.
7. Умножение и деление десятичных дробей.
8. Инструменты для вычислений и измерений.
9. Повторение.
№ п\п |
Содержание
образования |
№ пункта в учеб-нике |
Количество часов с
учетом числа к\р |
Обязательные
результаты обучения (стандарт) |
Примечание |
1 |
Натуральные числа и
шкалы |
1 - 5 |
17 часов |
Знать: понятие «натуральное число»,
разряды и классы чисел, понятия отрезок, концы отрезка, многоугольник,
треугольник, вершины и стороны многоугольника и треугольника, единицы
измерения длины, понятия плоскости, прямой, луча и их свойства, понятия шкалы
и координатного луча, их элементов, координата, единицы массы, понятия больше
и меньше, неравенство, двойное неравенство, знаки неравенства Уметь: читать натуральные числа,
разбивать числа по классам, выполнять устно и письменно арифметические
действия с натуральными числами, чертить отрезки заданной длины, измерять
отрезки, сравнивать длины отрезков, переводить одни единицы измерения длины в
другие, строить прямые, лучи, работать со шкалой, изображать координатный
луч, определять координаты точек по координатному лучу, изображать точки с
заданными координатами, переводить одни единицы массы в другие, сравнивать натуральные числа,
записывать результат сравнения в виде неравенства |
|
2 |
Сложение и
вычитание натуральных чисел |
6 - 10 |
25 часов |
Знать: понятия слагаемое, сумма,
периметр, свойства сложения, понятия
уменьшаемое, вычитаемое, разность вычитание; свойства вычитания, понятия
числового и буквенного выражения,
понятия уравнение, корень уравнения, решить уравнение Уметь: изображать сложение на
координатном луче, применять свойства сложения при вычислениях, находить
периметр многоугольника, изображать вычитание на координатном луче, применять
свойства вычитания при вычислениях, записывать и читать буквенные выражения,
составлять числовое или буквенное выражение по условию задач, находить
значения числового выражения и буквенного выражения при заданных значениях
букв, находить неизвестные компоненты уравнения (слагаемое, вычитаемое,
уменьшаемое), решать задачи алгебраическим способом |
|
3 |
Умножение и деление
натуральных чисел |
11 – 16 |
29 часов |
Знать: понятие умножения чисел и его
компоненты, свойства умножения натуральных чисел, понятие деление и его
элементы, свойства деления, понятие деления с остатком и его элементов,
правило нахождения делимого по неполному частному, делителю и остатку,
распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания, сочетательное свойство умножения, действия
первой и второй ступени, понятия степень числа, квадрат и куб числа, действия
третей ступени Уметь: умножать натуральные числа, использовать в
вычислениях свойства умножения, решать текстовые задачи на умножение, делить
натуральные числа, решать текстовые задачи на деление, читать и записывать
выражения, содержащие действие деления, находить неизвестные множитель,
делимое и делитель, решать задачи алгебраическим способом, выполнять деление
с остатком, использовать правило нахождения делимого по неполному частному,
делителю и остатку, решать задачи на деление с остатком, применять
распределительное и сочетательное свойства умножения к упрощению выражений,
решать уравнения и задачи алгебраическим способом, составлять и работать по программе и схеме выполнения действий,
решать текстовые, возводить в степень,
вычислять квадрат и куб числа |
|
4 |
Площади и объемы |
17 – 20 |
12 часов |
Знать: понятие формулы, формулы пути, периметра прямоугольника и
квадрата, единицы измерения площади, понятие объема, формулы объема
прямоугольного параллелепипеда и куба Уметь: использовать формулы при решении задач, определять единицы
измерения площади, решать задачи на нахождение объема прямоугольного
параллелепипеда и куба |
|
5 |
Обыкновенные дроби |
22 – 29 |
23 часа |
Знать: понятия окружности и ее элементов, круга, понятие обыкновенной дроби и ее
элементов, способы решения задач на дроби, правило сравнение дробей с
одинаковыми знаменателями, понятие правильной и неправильной дроби Уметь: строить окружность заданного радиуса, изображать
обыкновенные дроби на координатном луче, решать различные задачи на дроби,
сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями, решать задачи на дроби |
|
6 |
Десятичные дроби.
Сложение и вычитание десятичных дробей |
30 – 33 |
13 часов |
Знать: понятие
десятичной дроби, алгоритм сравнения десятичных дробей, алгоритм сложения и
вычитания десятичных дробей, понятие приближенного числа, правило округления
десятичных дробей, Уметь: читать и
записывать десятичные дроби, заменять десятичную дробь обыкновенной и
обыкновенную дробь десятичной, сравнивать десятичные дроби, складывать и
вычитать десятичные дроби, заменять числа приближенными, округлять числа, |
|
7 |
Умножение и деление
десятичных дробей |
34 – 38 |
26 часов |
Знать: алгоритм
умножения и деления десятичных дробей на натуральное число, правило умножения
на 10, 100, 1000, алгоритм умножения и деления десятичных дробей, правило
умножения на 0,1, 0, 01, 0,001,
понятие среднего арифметического, правила нахождения среднего
арифметического нескольких чисел и средней скорости Уметь: умножать
и делить десятичные дроби на натуральное число, умножать и делить десятичные
дроби, находить среднее арифметическое нескольких чисел и среднюю скорость |
|
8 |
Инструменты для
вычислений и измерений |
39 – 43 |
17 часов |
Знать:
устройство и предназначение микрокалькулятора, понятие процента, правила
нахождения процентов от числа, числа по его процентам, процентного
соотношения, понятие угла, виды углов, единицы измерения углов, устройство
транспортира, понятие диаграммы, виды диаграмм Уметь:
использовать микрокалькулятор при вычислениях, записывать проценты в виде
десятичной дроби и десятичную дробь в виде процентов, находить проценты от
числа, число по его процентам, процентное соотношение, решать различные
задачи на проценты, читать, записывать и вычислять углы, измерять и строить
углы, строить и читать диаграммы |
|
9 |
Повторение |
44 |
|
|
|
При
организации учебного процесса будет обеспечена последовательность изучения
учебного материала: новые знания опираются на недавно пройденный материал;
обеспечено поэтапное раскрытие тем с последующей их реализацией.
Основные типы учебных занятий:
Основным типом урока является комбинированный.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, фронтальные.
На уроках используются такие формы занятий как:
Формы контроля: текущий и итоговый. Проводится в форме контрольных работ, рассчитанных на 45 минут, тестов и самостоятельных работ на 15 – 20 минут с дифференцированным оцениванием .
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса. Итоговые контрольные работы проводятся:
- после изучения наиболее значимых тем программы,
- в конце учебной четверти.
Общая
характеристика учебного предмета
Курс математики 5 класса включает основные содержательные линии:
· Арифметика;
· Элементы алгебры;
· Элементы геометрии;
·
Вероятность и
статистика;
· Множества;
· Математика в историческом развитии.
«Арифметика» служит фундаментом для дальнейшего изучения математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительных навыков, логического мышления, умения планировать и осуществлять практическую деятельность, необходимую в повседневной жизни.
«Элементы алгебры» показывают применение букв для обозначения чисел, для нахождения неизвестных компонентов арифметических действий, свойств арифметических действий, систематизируют знания о математическом языке.
«Элементы геометрии» способствуют формированию у учащихся первичных о геометрических абстракциях реального мира, закладывают основы формирования правильной геометрической речи.
«Вероятность и статистика» способствуют формированию у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, обогащается представление о современной картине мира.
«Множества» способствуют овладению учащимися некоторыми элементами универсального математического языка.
«Математика в историческом развитии» способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения математики.
Вероятность и статистика, «Множества», «Математика в историческом развитии» изучаются сквозным курсом, отдельно на их изучение уроки не выделяются.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2) формирования коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
3) умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
4) первоначального представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
5) критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6) креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач;
7) умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8) формирования способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
3) способности адекватно оценивать правильность или Ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) умения устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
5) умения создавать, применять и преобразовывать зна- ково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6) развития способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участ-. ников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умения работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
7) формирования учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентностй);
8)первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
9) развития способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
10) умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
11) умения понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
13) понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для рещения учебных математических проблем;
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
1) умения работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), развития способности обосновывать суждения, проводить классификацию;
2) владения базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, процентах, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность, шар, сфера и пр.), формирования представлений о статистических закономерностях в реальном мире и различных способах их изучения;
3) умения выполнять арифметические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умения пользоваться изученными математическими формулами,"
5) знания основных способов представления и анализа статистических данных; умения решать задачи с помощью перебора всех возможных вариантов;
6) умения применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
· развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
· развить пространственные представления и изобразительные умения,
· развить логическое мышление и речь, умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
· сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Изучение математики в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
· овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
· интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
· формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
· воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Результаты
обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему
итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, и
достижение которых является обязательным условием положительной аттестации
ученика.
Требования к уровню подготовки:
o Знать:
· существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
· как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
· как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
o Уметь:
· выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
· переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь – в виде процентов;
· выполнять арифметические действия с натуральными числами; находить значения числовых выражений;
· округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
· пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
· решать текстовые задачи;
o Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора;
· устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
· интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
·
РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
·
Учебно-методический
комплект учителя:
·
основной:
·
1.
В.И. Жохов, Л.Б. Крайнева. Контрольные работы для
учащихся М.: Мнемозина, 2010 г
·
2.
В.И. Жохов. Математические диктанты, 5 класс. – М: Росмэн – Пресс, 2004 г.
·
3. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос.
Федерации – М.: Просвещение, 2011.
·
4.
Программы общеобразовательных учреждений. Математика. 5-6 классы. Составитель: Бурмистрова Т.А. – М.: Просвещение, 2009 г.
·
5.
Математика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват.
учреждений/ Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С.
Чесноков, С. И. Шварцбурд. -М.:
Мнемозина, 2013.
·
6.
Жохов В.И. Преподавание математики в 5 и 6 классах.
Методические рекомендации для учителя.
·
7.
Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса / Ершова А. П.,
Голобородько В. В. – М.: Илекса
- 2008
·
Интернет-ресурсы
· 1. www. edu
- "Российское образование" Федеральный портал.·
2. www.school.edu -
"Российский общеобразовательный портал".
·
3. www.school-collection.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
·
4. www.mathvaz.ru - docье школьного учителя математики
·
Документация, рабочие материалы для учителя
математики
5. www.it-n.ru"Сеть
творческих учителей"
·
6. www .festival.1september.ru
Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"