муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № 1

от ______20__   года

Председатель педсовета

  _____________         Бойкова М.Е.

  подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

 

 

                                         РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

По основам поэтического мастерства

Ступень обучения (класс) основное общее 5  класс

   (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

 

Количество часов 34 Уровень базовый

 

Учитель  Нестерова Ирина Михайловна

Программа разработана на основе  программы элективного курса Терехова В.А. «Основы поэтического мастерства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа объединения «Основы поэтического мастерства»

Пояснительная записка

Рабочая программа создана на основе программы элективного курса Терехова В.А. «Основы поэтического мастерства» (Сборник программ элективных курсов (авторские программы учителей гимназии). Москва, 2007).

Курс «Основы поэтического мастерства» является составляющей гуманитарного блока. Он дает возможность ознакомления с определенной областью человеческой деятельности: литературным творческим трудом. Его стоит рассматривать как часть общелитературного образования, как предмет, активно развивающий творческий потенциал личности учащегося.

Цель: воспитание интеллектуальной творческой личности, способной по достоинству оценить художественное своеобразие произведения словесности, культуры читателя.

Задачи:

- привить детям вкус к настоящей поэзии;

- научить их лучше чувствовать и понимать образное слово;

- расширить горизонты знания русской, классической и современной поэзии;

- сформировать представление о мастерской поэта;

- развивать творческие способности тех учащихся, которые проявляют интерес к данному виду искусства.

 

Таблица тематического распределения количества часов

 

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Что такое поэзия?

6

6

-

2

Что такое «хорошие» и «плохие» стихи?

6

4

2

3

Силлабо-тоническая система стихосложения

8

6

2

4

Разбор удач и неудач первых творческих работ

4

2

2

5

Понятие рифмы

8

6

2

6

Понятие о художественных средствах

8

4

4

7

Художественные средства поэзии

6

2

4

8

Понятие строфы как формы организации стихотворной речи

6

4

2

9

Канонические формы стиха

4

2

2

10

Понятие о белых стихах

4

2

2

11

Традиционные жанры лирики

6

4

2

12

Обобщающие зачетные творческие работы

4

-

4

13

Оригинальные формы поэзии

2

2

-

ИТОГО

72

44

28

 

Содержание

 

1. Что такое поэзия?

Теория: Можно ли научиться понимать поэзию? Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе. Являются ли синонимами слова поэзия и стихи?

2. Что такое «хорошие» и «плохие» стихи?

Теория: Наши любимые стихи – почему они нам нравятся? Понятие «поэтической экономии» (М.Светлов)

Практика: Чтение и обсуждение любимых стихотворений.

3. Силлабо-тоническая система стихосложения

Теория: Понятие стопы. Двусложные размеры стиха: хорей и ямб. Понятие спондея и пиррихия.

Практика: Обучение определению размеров (письменно и на слух).

4. Разбор удач и неудач первых творческих работ

Теория: Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

Практика: Сочинение стихов по схеме размера.

5. Понятие рифмы

Теория: Классификация рифм. Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические. Рифмы бедные и богатые.

Практика: Сочинение буриме.

6. Понятие о художественных средствах

Теория: Эпитет: «стрела в суть» (М.Рыльский). Понятие гиперболы и литоты.

Практика: Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении. Написание стихов с использованием изученных тропов.

7. Художественные средства поэзии

Теория: Разнообразие метафор.

Практика: Анализ художественных средств. Конструирование собственных метафор на предложенную тему.

8. Понятие строфы как формы организации стихотворной речи

Теория: Виды строф: двустишия, катрены, шестистишия, октавы. Регулярные и нерегулярные строфы.

Практика: Сочинение стихов по предложенному типу строфы.

9. Канонические формы стиха

Теория: Английские лимерики и японские хокку.

Практика: Сочинение лимериков и хокку.

10. Понятие о белых стихах

Теория: Белый стих у Шекспира, Пушкина, Блока.

Практика: Сочинение белых стихов на предложенную тему.

11. Традиционные жанры лирики

Теория: Основные законы жанров. Понятие лирического героя.

Практика: Наблюдения над стихами классиков.

12. Обобщающие зачетные творческие работы

Практика: Поэтические отклики на произведения русской лирики, на произведения художников. Анализ получившихся работ.

13. Оригинальные формы поэзии

Теория: Поэзия «для глаза» и поэзия «для слуха»: акростих, палиндром, фигурные стихи, центон, тавтограмма, брахиколон.

 

ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ.

 

Контроль за ЗУН учащихся осуществляется в виде систематической защиты своих творческих работ на практических занятиях, участие в олимпиадах и конкурсах, ежегодное участие в краевой олимпиаде по литературе.

 

Список литературы.

 

1. Квятковский А.П. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

2. Маяковский В.В. Как делать стихи. ПСС т. 12. – М.: Гослитиздат, 1961.

3. Холшевников В.Е. Основы стиховедения. – М.: Academia, 2002

4. Агеносов В.В. Анкудинов К.Н. Современные русские поэты. – М.: Мегатрон, 1998.

5. Белобровцева И.З. Читаем поэзию вместе. – М.: Интерпракс, 1994.

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                                                СОГЛАСОВАНО                 

Протокол заседания МО                                                                  Заместитель директора по УВР

учителей русского языка                                                     _________    _______________

и литературы                                                                                   подпись            Ф.И.О.

от _____________ №______,                                                          _____________________20    г.

_______________   ________

подпись рук. МО         Ф.И.О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

 

Краснодарский край, Абинский район, поселок Ахтырский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

 

По основам поэтического мастерства

(указать предмет, курс, модуль)

Класс 5

 

Учитель Нестерова Ирина Михайловна

 

Количество часов: всего 34 часов; в неделю 1 часа

 

Планирование составлено на основе рабочей программы

 Нестеровой Ирины Михайловны, утверждённой решением педсовета (Пр. № 1 от 31.08.2012)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование занятий творческого детского объединения «Основы поэтического мастерства» на 2013-2014 учебный год

Раздел программы

№ занятия

Тема

Количество часов

Дата

Теория

Практика

1

Что такое поэзия?

3

-

 

1

Можно ли научиться понимать поэзию?

1

-

6.09

2

Поэзия в музыке, живописи, архитектуре, литературе.

1

-

13.09

3

Являются ли синонимами слова поэзия и стихи?

1

-

20.09

2

Что такое «хорошие» и «плохие» стихи?

2

1

 

4

Наши любимые стихи – почему они нам нравятся?

1

-

27.09

5

Чтение и обсуждение любимых стихотворений.

-

1

4.10

6

Понятие «поэтической экономии» (М.Светлов)

1

-

11.10

3

Силлабо-тоническая система стихосложения

3

1

 

7

Понятие стопы.

1

-

18.10

8

Двусложные размеры стиха: хорей и ямб.

1

-

25.10

9

Понятие спондея и пиррихия.

1

-

8.11

10

Обучение определению размеров (письменно и на слух).

-

1

15.11

4

Разбор удач и неудач первых творческих работ

1

1

 

11

Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, амфибрахий, анапест.

 

1

-

22.11

12

Сочинение стихов по схеме размера.

-

1

29.11

5

Понятие рифмы

3

1

 

13

Классификация рифм.

1

-

6.12

14

Рифмы мужские, женские, дактилические, гипердактилические.

1

-

13.12

15

Рифмы бедные и богатые.

1

-

20.12

16

Сочинение буриме.

-

1

17.01

6

Понятие о художественных средствах

2

2

 

17

Эпитет: «стрела в суть» (М.Рыльский).

1

-

24.01

18

Наблюдение над ролью эпитета в стихотворении.

-

1

31.01

19

Понятие гиперболы и литоты.

1

-

7.02

20

Написание стихов с использованием изученных тропов.

-

1

14.02

7

Художественные средства поэзии

1

2

 

21

Анализ художественных средств.

-

1

21.02

22

Разнообразие метафор.

1

-

28.02

23

Конструирование собственных метафор на предложенную тему.

-

1

7.03

8

Понятие строфы как формы организации стихотворной речи

2

1

 

24

Виды строф: двустишия, катрены, шестистишия, октавы.

1

-

14.03

25

Регулярные и нерегулярные строфы.

1

-

21.03

26

Сочинение стихов по предложенному типу строфы.

-

1

4.04

9

Канонические формы стиха

1

1

 

27

Английские лимерики и японские хокку.

1

-

11.04

28

Сочинение лимериков и хокку.

-

1

18.04

10

Понятие о белых стихах

1

1

 

29

Белый стих у Шекспира, Пушкина, Блока.

1

-

25.04

30

Сочинение белых стихов на предложенную тему.

-

1

2.05

11

Традиционные жанры лирики

2

1

 

31

Основные законы жанров.

1

-

9.05

32

Наблюдения над стихами классиков.

-

1

16.05

33

Понятие лирического героя.

1

-

23.05

12

Обобщающие зачетные творческие работы

-

1

 

34

Поэтические отклики на произведения русской лирики, на произведения художников.

-

1

24.05