Краснодарский край, Абинский
район, п.Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №42
муниципального образования Абинский район.
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №1
от 31 августа 2013
года
Председатель педсовета
_____________ М.Е.Бойкова
по географии
Ступень обучения
(класс) основное общее образование
,6класс
Количество
часов 34 Уровень базовый
Учитель Ногина Ирина Петровна
Программа разработана на основе авторской программы:
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. Сборник программ для
общеобразовательных учреждений: География.6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова.
– 2-е изд., стереотипное Москва. Изд. «Дрофа» 2009
год;
1. Пояснительная записка
Рабочая программа 2 вида по географии для 6 класса составлена на основе
программы для
общеобразовательных учреждений для 6 –
11 классов, авторов В.П.Дронова и
Л.Е.Савельевой., Москва. «Дрофа»,
Авторская программа рассчитана на 68 часов, 2часа в неделю.
Рабочая программа 2 вида по географии
составлена согласно учебному плану на 34часа, 1 час в неделю.
2. Таблица тематического распределения
количества часов
№№ пп |
Разделы,
темы |
Авторская программа |
Рабочая программа |
1 |
Введение |
1 |
1 |
2 |
Земля во Вселенной |
7 |
3 |
3 |
Географические модели Земли |
10 |
5 |
4 |
Земная кора |
15 |
7 |
5 |
Атмосфера |
12 |
5 |
6 |
Гидросфера |
12 |
5 |
7 |
Биосфера |
6 |
5 |
8 |
Географическая оболочка |
5 |
3 |
|
Итого: |
68 часов П.Р.-9 |
34 ч. П.Р.-9 |
3. Содержание
обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по
предмету в полном объеме совпадают с примерной программой: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.
Сборник программ для общеобразовательных учреждений: География.6-11 классы /
сост. Е.В. Овсянникова. – 2-е изд., стереотипное
Москва. Изд. «Дрофа» 2009 год;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
Введение (1ч.)
Что изучает география. География – наука, изучающая поверхность Земли как
среду, где возникло и развивается человечество.
Земля во Вселенной (3ч.)
Земля и космос. Ориентирование по звездам, навигационные звезды. Земля – часть
Солнечной системы. Вращения Земли вокруг своей оси и его географические
следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Форма и размеры Земли.
Географические модели Земли (5ч.)
Глобус – уменьшенная объемная модель Земли. Масштаб. Географическая широта и
долгота. Изображение земной поверхности на плоскости. Географические планы и
карты. Различия между планом и картой. Использование планов и карт.
Земная кора (7ч.)
Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.
Магматические, осадочные, метаморфические. Литосферные
плиты. Разнообразие форм рельефа. Движения земной коры. Землетрясения, их
изучение. Строение вулкана. Горы и равнины, их различия по высоте. Рельеф дна
океанов. Человек и земная кора.
Атмосфера (5ч.)
Границы, состав
атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы. Различия в нагревании
воздуха в течение суток и года. Амплитуда температур. Зависимость температуры
воздуха от географической широты. Влага в атмосфере. Виды атмосферных осадков,
их распределение на поверхности земного шара. Измерение атмосферного давления.
Причины возникновения ветра. Разнообразие и значение ветра. Элементы погоды.
Изучение и предсказание погоды. Климат.
Гидросфера (5ч.)
Гидросфера, ее возникновение и состав. Значение гидросферы для природы и
хозяйственной деятельности человека. Круговорот воды в природе. Мировой океан и
его части: моря, заливы, проливы. Различия волн по глубине и причинам
возникновения. Части реки. Равнинные и горные реки. Озера и болота. Подземные
воды.
Биосфера (5ч.)
Биосфера – оболочка жизни. Роль биосферы в природе. Особенности жизни в океане.
Распространение организмов в зависимости от глубины, климата. Особенности
распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их
распространения. Жизнь в безлесных пространствах. Почва и ее состав. Строение
почв. Человек – часть биосферы.
Географическая оболочка (3ч.)
Что такое географическая оболочка. Ее границы и особенности. Территориальные
комплексы.
Перечень практических работ.
№ |
Тема практической работы |
Тип |
|
Географические
модели Земли. |
|
1 |
Определение
элементов градусной сетки на глобусе и карте. |
оценочная |
2 |
Определение
географических координат по карте полушарий и физической карте России;
направлений и расстояний. |
оценочная |
3 |
Определение
расстояний на плане в масштабе, движение по
азимуту. |
оценочная |
|
Земная
кора. |
|
4 |
Измерение
относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности
горизонталями. |
оценочная |
5 |
Описание по карте
географического положения (ГП) гор и равнин.
Определение по карте высоты гор и равнин. |
оценочная |
|
Атмосфера |
|
6 |
Построение графика
температуры и облачности, розы ветров;
выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение
практических задач на определение
изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности. |
оценочная |
|
Гидросфера. |
|
7 |
Нанесение на
контурную карту морей, заливов, проливов, островов и полуостровов. Рек и озер |
оценочная |
8 |
Описание по карте
географического положения (ГП) реки |
оценочная |
9 |
Описание по карте
географического положения (ГП) природных зон |
Оценочная |
|
Итого: |
9 практических работ |
4.Требования к уровню подготовки
учащихся.
В результате изучения географии ученик 6
класса должен знать и уметь:
1. Называть и/или показывать:
·
существенные
признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических
изображений;
·
форму и размеры
Земли (длина окружности);
·
на глобусе и
карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;
·
основные земные
сферы и части внутреннего строения Земли;
·
основные формы
рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;
·
основные части земной
коры, гидросферы, атмосферы;
·
характерные
природные явления, изменяющие рельеф земной коры;
·
части Мирового
океана;
·
среднюю соленость
вод океана;
·
воды суши
подземные и поверхностные;
·
речную систему,
речной бассейн;
·
компоненты ПТК;
·
правила поведения
в природе;
·
причины изменения
температуры воздуха в течение суток, года;
·
главную причину
образования ветра;
·
главную причину
образования облаков, осадков;
·
пояса
освещенности Земли;
·
географические
координаты своей местности.
2. Приводить примеры:
·
характерных природных
явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;
·
связей между
элементами погоды;
·
изменения погоды
в связи со сменой воздушных масс;
·
воздействия организмов на компоненты неживой природы;
·
влияние
климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;
·
меры по охране
природы в своей местности;
·
горных пород и
минералов, их использования человеком;
·
влияния природы
на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в
своей местности;
·
взаимосвязей:
река — рельеф;
·
искусственных водоемов;
·
из истории
географических исследований и открытий.
3. Определять:
·
атмосферное
давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;
·
стороны горизонта
(ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим
картам;
·
абсолютные и
относительные высоты;
·
объекты на плане
и карте, расстояния, обозначать их на чертеже, контурной карте;
·
по карте
географическое положение объектов;
·
по образцам:
осадочные и магматические горные породы;
·
фенологические
сроки начала времен года.
4. Описывать:
· географические объекты и явления на местности
(погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование
и изменение человеком;
· давать оценку экологического состояния.
5. Объяснять:
·
особенности
рельефа, климата, вод, биокомплекса окружающей
среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения
(на
примере своей местности).
5. Список рекомендуемой
учебно-методической литературы
для учителя:
1.Программа по географии для
общеобразовательных учреждений, 6-11
классы. 2-е стереотипное; М.; Дрофа, 2009, авторы
В.П.Дронов, Л.Е.Савельева.
2. Н.А.Никитина. Поурочные разработки по
географии. Физическая география, 6 класс. – М.: ВАКО, 2005;
3. Мультимедийная программа: География 6-10
класс;
4. Электронный учебник по географии: 6 класс;
5. Контрольные и проверочные работы по
географии «Начальный курс географии. 6класс»).М. 2007.
6. География. Внеклассная работа 6 класс.
Волгоград; «Корифей»; 2007.
для
учащихся:
1.В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География.Землеведение).М; Дрофа;
2010.
2.Контурные карты по географии 6 класс. М.;
Дрофа; 2010.
3.
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс. М
4. Сиротин В.И. «Рабочая тетрадь по географии с комплектом контурных
карт». Москва, «Дрофа», 2009 год.
5. Безруков А.М., Пивоварова Г.П.
«Занимательная география». Москва, «Дрофа», 2005 год.
Согласовано Протокол заседания МО
учителей От 29.08.2013г. №
1 ________________/ И.П. Ногина подпись руководителя
МО расшифровка подписи |
Согласовано заместитель директора по
УВР ________________/ _________ подпись расшифровка
_ |