КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ, АБИНСКИЙ РАЙОН, ПОСЕЛОК АХТЫРСКИЙ

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

 муниципального образования Абинский район

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета протокол № 1

от 31.08.2013 года

Председатель педсовета

_____________Е.В. Елефтериади

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по учебному предмету «Физическая культура»                            

Ступень обучения: среднее общее образование (5-9 классы)                          

Количество часов  510      

                           

 

Учитель Ульянина Алёна Борисовна

 

 

 

 

Программа разработана на основе авторской программы «Физическая культура»  В.И. Ляха, «Просвещение», 2012 год.                                                                                                                   

 

 

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих образовательных задач:

          укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

          формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

          овладение школой движений;

          развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

          формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

          выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

          формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

          приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

          воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 5-9 классов разработана на основе авторской программы «Физическая культура»  В.И. Ляха. М, «Просвещение», 2012 год. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

УМК: В. И. Лях. Физическая культура. 5—9 клас­сы. Учебник для общеобразовательных уч­реждений – М.: «Просвещение», 2012 г.

 

 

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель, задачи предмета

С учётом этих особенностей целью  предмета по физической культуре является формирование у учащихся основной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

        с укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;

        формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и корригирующей направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;

        освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;

        обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;

        воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.

.

Структура предмета

Предметом обучения физической культуре в основной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Особенности построения содержания

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

          требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте основного общего образования;

          Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

          Законе «Об образовании»;

          Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

          Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

          примерной программе основного общего образования;

          приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.

 

 

 

 

 

 

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Физическая культура» изучается с 5 по 9 класс из расчёта 3ч в неделю (всего 405ч): в 5 классе —102ч, в 6 классе — 102ч, в 7 классе — 102ч, в 8 классе — 102ч, в 9 классе — 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 510 ч на пять лет обучения (по 3ч в неделю).

Таблица тематического распределения часов

п/п

Вид программного материала

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

5

6

7

8

9

1

Знания о физической культуре

15

15

3

3

3

3

3

2

Способы физкультурной деятельности

15

15

3

3

3

3

3

3

Физическое совершенствование

320

480

96

96

96

96

96

3.1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

-

10

2

2

2

2

2

3.2

Спортивно-оздоровительная деятельность

-

470

94

94

94

94

94

3.2.1

Гимнастика с основами акробатики

-

90

18

18

18

18

18

3.2.2

Легкая атлетика

-

105

21

21

21

21

21

3.2.3

Прикладно-ориентированная подготовка (кроссовая подготовка)

-

105

21

21

21

21

21

3.2.4

Спортивные игры

-

140

28

28

28

28

28

3.2.5

Лыжные гонки

-

-

-

-

-

-

 

3.2.6

Плавание

-

-

-

-

-

-

 

3.2.7

Упражнения общеразвивающей направленности

-

30

6

6

6

6

6

 

ИТОГО:

350

510

102

102

102

102

102

В этом виде программного материала «Лыжная подготовка» - заменен разделом «Кроссовая подготовка». Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

 

 

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовым результатом образования в области физической культуры в основной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе основного образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся основной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

 Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.

Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.

Личностные результаты освоения предмета физической культуры.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

 Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

        владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности, о соответствии их возрастным и половым нормативам;

        владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

        владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями физического развития и физической подготовленности.

 В области нравственной культуры:

        способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности;

        способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать участие в их организации и проведении;

        владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

 В области трудовой культуры:

        умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

        умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок, соблюдать правила безопасности;

        умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

        красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и пере движений;

        хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий физической культурой;

        культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

        владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

        владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

        владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

 В области физической культуры:

        владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

        владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

        умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической культуре.

 

Метапредметные  результаты освоения физической культуры.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

 Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

        понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания и мышления, физических,  психических и нравственных качеств;

        понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

        понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и девиантного (отклоняющегося) поведения.

 В области нравственной культуры:

        бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

        уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении общих целей при совместной деятельности;

        ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

 В области трудовой культуры:

        добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно повышающих результативность выполнения заданий;

        рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

        поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

 В области эстетической культуры:

        восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами, формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

        понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их целесообразностью и эстетической привлекательностью;

        восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

 В области коммуникативной культуры:

        владение культурой речи, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания, интереса и уважения;

        владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений;

        владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.

 В области физической культуры:

        владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и содержательного наполнения;

        владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;

        владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической культурой.

 

Предметные  результаты освоения физической культуры.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

Предметные результаты, так же как и метапредметные, проявляются в разных областях культуры.

 В области познавательной культуры:

        знания по истории и развитию спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы между народами;

        знание основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

        знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

        способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой, доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и технической подготовленности;

        умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно оценивать технику их выполнения;

        способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

        способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном объеме;

        способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

        способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой, подбирать физические упражнения в зависимости от индивидуальной ориентации на будущую профессиональную деятельность.

 В области эстетической культуры:

        способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физического развития;

        способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей физической подготовленности;

        способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их, соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

 В области коммуникативной культуры:

        способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

        способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументировано вести диалог по основам их организации и проведения;

        способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

 В области физической культуры:

        способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

        способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от задач занятия и индивидуальных особенностей организма;

        способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

 

6. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знания о физической культуре

История физической культуры. Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкульт - пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

  Легкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Кроссовая подготовка.

Эстафеты. Круговая тренировка, бег с препятствиями на местности.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координация движений, силы, выносливости.

Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быст­роты, координации движений.

Кроссовая подготовка. Развитие выносливости, силы, координа­ции движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, ко­ординации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

7.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

 

Содержание курса

Тематическое

планирование

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

Знания о физической культуре (15ч)

3

3

3

3

3

 

Физическая культура (5ч)

1

1

1

1

1

Физическое развитие человека

Физическая подготовка и ее связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств

Организация и планирование самостоятельных занятий по раз­витию физических качеств

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показате­ли

Всестороннее и гармоничное физическое развитие

Адаптивная физическая культура

Спортивная подготовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Здоровье и здоровый образ жизни

Профессионально-прикладная физическая подготовка

Понятие о физическом развитии, характеристика его основных пока­зателей. Осанка как показатель фи­зического развития человека, ос­новные ее характеристики и пара­метры. Характеристика основных средств формирования и профи­лактики нарушений осанки. Прави­ла составления комплексов упраж­нений

Физическая подготовка как система регулярных занятий по разви­тию физических качеств; понятия силы, быстроты, выносливости, гибкости, координации движений и ловкости. Основные правила раз­вития физических качеств

Структура самостоятельных заня­тий по развитию физических ка­честв, особенности их планирова­ния в системе занятий системати­ческой подготовки

Техника движений и ее основные показатели. Основные правила обу­чения новым движениям. Двига­тельный навык и двигательное уме­ние как качественные характеристи­ки освоенности новых движений. Профилактика появления ошибок и способы их устранения

Всестороннее и гармоничное фи­зическое развитие, его связь с за­нятиями физической культурой и спортом

Адаптивная физическая культура как система занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и телосложения, профилак­тика утомления

Спортивная подготовка как сис­тема регулярных тренировочных занятии для повышения спортивно­го результата, как средство всесто­роннего и гармоничного физиче­ского совершенствования

Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании. Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека. Роль и значение занятий физической культурой в профилакти­ке вредных привычек

Прикладно-ориентированная фи­зическая подготовка как система тренировочных занятий для освое­ния профессиональной деятель­ности, всестороннего и гармонич­ного физического совершенствова­ния

 

 

 

 

 

Руководствоваться правилами профилактики нарушения осанки, подбирать и выполнять упражне­ния по профилактике ее наруше­ния и коррекции

Обосновывать положительное влияние занятий физической под­готовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между разви­тием основных физических качеств и основных систем организма. Ре­гулировать физическую нагрузку и определять степень утомления по внешним признакам

Планировать самостоятельные занятия физической подготовкой, определять содержание и объем времени для каждой из частей за­нятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрывать понятие техники двигательного действия и исполь­зовать основные правила ее осво­ения в самостоятельных занятиях

Раскрывать понятие всесторон­него и гармоничного физического развития, характеризовать его от­личительные признаки у разных народов и в разные исторические времена

Обосновывать целесообраз­ность развития адаптивной физи­ческой культуры в обществе, рас­крывать содержание и направлен­ность занятий

Раскрывать понятие спортив­ной подготовки, характеризовать ее отличия от физической и техни­ческой подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раскрывать понятие здорового образа жизни, выделять его основ­ные компоненты и определять их взаимосвязь со здоровьем чело­века

Определять задачи и содержа­ние профессионально-прикладной физической подготовки, раскры­вать ее специфическую связь с тру­довой деятельностью человека

Из истории физической культуры(5ч)

1

1

1

1

1

Олимпийские игры древности

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения

История зарождения олимпий­ского движения в России.

Олимпийское движение в Рос­сии (СССР). Выдающиеся достиже­ния отечественных спортсменов на Олимпийских играх

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр

Физическая культура в совре­менном обществе

Организация и проведение пе­ших туристских походов. Требова­ния к технике безопасности и бе­режное отношение к природе (экологические требования)

Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр древности. Исто­рические сведения о развитии древних Олимпийских игр. Виды со­стязаний в программе Олимпий­ских игр древности, правила их проведения. Известные участники и победители древних Олимпийских игр

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения. Роль Пьера де Кубертена в их становле­нии и развитии. Цель и задачи современного олимпийского дви­жения.

Идеалы и символика Олимпий­ских игр и олимпийского движе­ния. Первые олимпийские чемпио­ны современности

Олимпийское движение в доре­волюционной России, роль А. Д. Бутовского в его становлении и развитии. Первые успехи россий­ских спортсменов на Олимпийских играх.

Основные этапы развития олим­пийского движения в России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх. Краткие све­дения о Московской Олимпиаде 1980 г.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в школьную программу по физической культуре, история их возникновения и совре­менного развития

Основные направления развития физической культуры в современ­ном обществе; их цель, содержа­ние и формы организации

Туристские походы как форма ак­тивного отдыха, укрепления здо­ровья и восстановления организма. Виды и разновидности туристских походов. Пешие туристские походы, их организация и проведение; требования к технике безопасности и бережное отношение к природе (экологические требования)

 

 

 

 

 

Характеризовать Олимпийские игры древности как явление куль­туры, раскрывать содержание и правила соревнований

Определять цель возрожде­ния Олимпийских игр, объяснять смысл символики и ритуалов, роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения

Раскрывать причины возникно­вения олимпийского движения в дореволюционной России, характеризовать историческую роль  А. Д. Бутовского в этом процессе

Объяснять и доказывать, чем

знаменателен советский период развития олимпийского движения в России

Объяснять причины включения упражнений из базовых видов спорта в школьную программу по физической культуре

Определять основные направ­ления развития физической культу­ры в обществе, раскрывать целевое предназначение каждого из них

Определять пеший туристский поход как форму активного отды­ха, характеризовать основы его ор­ганизации и проведения

Физическая культура человека (5ч)

1

1

1

1

1

Режим дня, его основное содер­жание и правила планирования

Закаливание организма. Прави­ла безопасности и гигиенические требования

Влияние занятий физической культурой на формирование поло­жительных качеств личности

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и те­лосложения

Восстановительный массаж

Проведение банных процедур

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом

Режим дня, его основное содер­жание и правила планирования. Утренняя зарядка и ее влияние на работоспособность человека. Физ­культминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утом­ления в условиях учебной и трудо­вой деятельности

Закаливание организма способа­ми принятия воздушных и солнеч­ных ванн, купания. Правила безо­пасности и гигиенические требова­ния во время закаливающих про­цедур

Влияние занятий физической культурой на формирование поло­жительных качеств личности (воли, смелости, трудолюбия, честности, этических норм поведения)

Проведение самостоятельных за­нятий по коррекции осанки и те­лосложения, их структура и содер­жание, место в системе регулярных занятий физическими упражнения­ми

Восстановительный массаж, его роль и значение в укреплении здо­ровья человека. Техника выполне­ния простейших приемов массажа на отдельных участках тела (погла­живание, растирание, разминание). Правила проведения сеансов мас­сажа и гигиенические требования к ним

Банные процедуры, их цель и задачи, связь с укреплением здо­ровья человека. Правила поведе­ния в бане и гигиенические требо­вания к банным процедурам

Оказание доврачебной помощи во время занятии физической куль­турой и спортом. Характеристика ти­повых травм и причины их возник­новения

 

 

 

 

 

Определять назначение физ­культурно-оздоровительных заня­тий, их роль и значение в режиме дня.

Использовать правила подбора и составления комплексов физи­ческих упражнений для физкуль­турно-оздоровительных занятии

Определять дозировку темпе­ратурных режимов для закаливаю­щих процедур, руководствоваться правилами безопасности при их проведении

Характеризовать качества лич­ности и обосновывать возможность их воспитания в процессе занятий физической культурой

Отбирать основные средства коррекции осанки и телосложения, осуществлять их планирование в самостоятельных формах занятий

Характеризовать основные при­емы массажа, организовывать и проводить самостоятельные сеан­сы

Характеризовать оздоровитель­ную силу бани, руководствоваться правилами проведения банных процедур

Руководствоваться правилами оказания первой доврачебной по­мощи при травмах и ушибах

Способы физкультурной деятельности (15ч)

3

3

3

3

3

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой (5ч)

1

1

1

1

1

Подготовка к занятиям физиче­ской культурой

Выбор упражнений и составле­ние индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкульт­минуток, физкультпауз (подвиж­ных перемен)

Планирование занятий физи­ческой культурой

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой

Организация досуга средствами физической культуры

Требования безопасности и гиги­енические правила при подготовке мест занятии, выборе инвентаря и одежды для проведения самостоя­тельных занятий оздоровительной физической культурой, физической (технической) подготовкой (в усло­виях спортивного зала и открытой спортивной площадки)

Составление (по образцу) инди­видуальных планов занятий физи­ческой подготовкой, выделение основных частей занятий, опреде­ление их направленности и содер­жания.

Самонаблюдение за индивиду­альными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств)

Составление (совместно с учите­лем) плана занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуаль­ных показании здоровья и физи­ческого развития, двигательной (технической) и физической подго­товленности

Проведение самостоятельных за­нятий прикладной физической под­готовкой, последовательное выпол­нение основных частей занятия, определение их содержания по направленности физических упраж­нений и режиму нагрузки

Организация досуга средствами физической культуры, характери­стика занятий подвижными и спор­тивными играми, оздоровитель­ным бегом и оздоровительной ходьбой, оздоровительными про­гулками

 

 

 

 

 

Готовить места занятий в усло­виях помещения и на открытом воздухе, подбирать одежду и обувь в соответствии с погодными условиями.

Выявлять факторы нарушения техники безопасности при занятиях физической культурой и свое­временно их устранять

Отбирать состав упражнений для физкультурно-оздоровитель­ных занятий, определять последо­вательность их выполнения и дози­ровку

Составлять планы самостоятель­ных занятий физической подготов­кой, отбирать физические упражне­ния и определять их дозировку в соответствии с развиваемым физи­ческим качеством, индивидуальны­ми особенностями развития орга­низма и уровнем его тренирован­ности

Классифицировать физиче­ские упражнения по функциональ­ной направленности, использовать их в самостоятельных занятиях физической и спортивной подго­товкой

Проводить занятия оздорови­тельной ходьбой и оздоровитель­ным бегом, подбирать режимы нагрузок оздоровительной направ­ленности

Оценка эффективности занятий физической культурой (10ч)

2

2

2

2

2

Самонаблюдение и самоконт­роль

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной де­ятельностью

Оценка техники движений, спо­собы выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок)

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб

Самонаблюдение за индивиду­альным физическим развитием по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки). Само­наблюдение за индивидуальными показателями физической подго­товленности (самостоятельное тес­тирование физических качеств). Самоконтроль за изменением час­тоты сердечных сокращений (пуль­са) во время занятий физическими упражнениями, определение режи­мов физической нагрузки

Ведение дневника самонаблюде­ния: регистрация по учебным чет­вертям динамики показателей фи­зического развития и физиче­ской подготовленности; содержа­ние еженедельно обновляемых комплексов утренней зарядки и физкультминуток; содержание до­машних занятий по развитию фи­зических качеств. Наблюдения за динамикой показателей физиче­ской подготовленности с помощью тестовых упражнений

Простейший анализ и оценка техники осваиваемого упражнения по методу сличения его с эталон­ным образцом. Профилактика по­явления ошибок и способы их уст­ранения

Измерение функциональных ре­зервов организма как способ конт­роля за состоянием индивидуаль­ного здоровья. Проведение прос­тейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнением физической нагрузки

 

 

 

 

 

Выявлять особенности в при­росте показателей физического развития в течение учебного года, сравнивать их с возрастными стан­дартами.

Характеризовать величину на­грузки по показателю частоты сер­дечных сокращений, регистриро­вать (измерять) ее разными спосо­бами

Тестировать развитие основных физических качеств и соотносить их с показателями физического развития, определять приросты этих показателей по учебным чет­вертям и соотносить их с содержа­нием и направленностью занятий физической культурой.

Оформлять дневник самона­блюдения по основным разделам физкультурно-оздоровительной де­ятельности

Анализировать технику движе­ний и предупреждать появление ошибок в процессе ее освоения

Измерять резервные возмож­ности организма и оценивать ре­зультаты измерений

Физическое совершенствование (480ч)

96

96

96

96

96

Физкультурно-оздоровительная деятельность (10ч)

2

2

2

2

2

Оздоровительные формы заня­тий в режиме учебного дня и учебной недели

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корри­гирующей физической культуры

Комплексы упражнений утренней зарядки, физкультминуток и физ- культпауз. Комплексы дыхательной и зрительной гимнастики. Комплек­сы упражнений для развития гиб­кости, координации движений, формирования правильной осанки, регулирования массы тела с учетом индивидуальных особенностей фи­зического развития и полового со зревания. Комплексы упражнений для формирования телосложения

Индивидуальные комплексы адап­тивной (лечебной) физической культуры, подбираемые в соответ­ствии с медицинскими показания­ми (при нарушениях опорно-двига­тельного аппарата, центральной нервной системы, дыхания и кро­вообращения, органов зрения)

 

 

 

 

 

Самостоятельно осваивать уп­ражнения с различной оздорови­тельной направленностью и состав­лять из них соответствующие ком­плексы, подбирать дозировку уп­ражнений в соответствии с индиви­дуальными особенностями развития и функционального состояния.

выполнять упражнения и комп­лексы с различной оздоровительной направленностью, включая их в занятия физической культурой, осуществлять контроль за физи­ческой нагрузкой во время этих за­нятий

С учетом имеющихся индивиду­альных нарушений в показателях здоровья выполнять упражнения и комплексы лечебной физической культуры, включая их в занятия физической культурой, осуществ­лять контроль за физической наг­рузкой во время этих занятий

Спортивно-оздоровительная деятельность (470 ч)

94

94

94

94

94

Гимнастика с основами акробатики(90ч)

18

18

18

18

18

Организующие команды и при­емы

 

Организующие команды и при­емы: построение и перестроение на месте и в движении; передвижение строевым шагом одной, двумя и тремя колоннами; передвижение в колонне с изменением длины шага

 

 

3

3

 

3

3

3

Знать и различать строевые команды, четко выполнять строе­вые приемы

Акробатические упражнения и комбинации

Акробатические упражнения: ку­вырок вперед в фуппировке; кувы­рок назад в упор присев; кувырок назад из стоики на лопатках в по- лушпагат; кувырок назад в упор стоя ноги врозь; из упора присев перекат назад в стойку на лопатках; перекат вперед в упор присев; из упора лежа толчком двумя в упор присев; из стойки на лопатках груп­пировка и переворот назад через голову в упор присев; длинный ку­вырок (с места и разбега); стойка на голове и руках

 

3

3

3

3

3

Описывать технику акробати­ческих упражнений и составлять акробатические комбинации из числа разученных упражнений.

Осваивать технику акробатиче­ских упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила техники безопасности; в случае появления ошибок уметь их исправлять.

Оказывать помощь сверстни­кам при освоении ими новых акро­батических упражнений, уметь ана­лизировать их технику выполнения упражнений, выявлять ошибки и активно помогать их исправлению

Ритмическая гимнастика (девоч­ки)

Ритмическая гимнастика (девоч­ки): стилизованные общеразвиваю­щие упражнения; танцевальные ша­ги (мягкий шаг, высокий шаг, при­ставной шаг, шаг галопа, шаг поль­ки); упражнения ритмической и аэробной гимнастики. Зачетные комбинации

 

3

3

3

3

3

Самостоятельно осваивать уп­ражнения ритмической гимнасти­ки, составлять из них комбинации и выполнять их под музыкальное сопровождение.

Использовать (планировать) упражнения ритмической гимна­стики в различных формах занятий физической культурой

Опорные прыжки

Опорные прыжки: прыжок на гимнастического козла с последую­щим спрыгиванием; опорный пры­жок через гимнастического козла ноги врозь; опорный прыжок через гимнастического козла согнув ноги

3

3

3

3

3

Описывать технику опорных прыжков и осваивать ее, избегая появления ошибок, соблюдая пра­вила безопасности, и демонстри­ровать вариативное выполнение упражнений

Анализировать технику опор­ных прыжков своих сверстников, выявлять типовые ошибки и актив­но помогать их исправлению

 

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки)

 

Упражнения на гимнастическом бревне (девочки): передвижения ходьбой, бегом, приставными ша­гами, прыжками; повороты стоя на месте и прыжком; наклоны вперед и назад, вправо и влево в основ­ной и широкой стойке с изменяю­щимся положением рук; стойка на коленях с опорой на руки; полу- шпагат и равновесие на одной но­ге (ласточка); танцевальные шаги; спрыгивание и соскоки (вперед, прогнувшись, с поворотом в сто­рону, с опорой о гимнастическое бревно); зачетные комбинации

3

3

3

3

3

Описывать технику упражне­ний на гимнастическом бревне и составлять гимнастические комби­нации из числа разученных упраж­нений.

Осваивать технику гимнасти­ческих упражнений на бревне, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.

Оказывать помощь сверстни­кам в освоении новых гимнасти­ческих упражнений, уметь анали­зировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении

Описывать технику упражне­ний на гимнастической переклади­не и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.

Осваивать технику гимнасти­ческих упражнений на переклади­не, предупреждая появление оши­бок и соблюдая правила безопас­ности

Оказывать помощь сверстни­кам в освоении новых гимнасти­ческих упражнений, уметь анали­зировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении

 

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (маль­чики)

 

Упражнения на гимнастической перекладине (мальчики): из виса стоя толчком двумя переход в упор; из упора, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) вперед; из упора правая (левая) вперед, опираясь на левую (правую) руку, перемах правой (левой) назад; из упора махом на­зад переход в вис на согнутых ру­ках; вис на согнутых ногах; вис согнувшись; размахивание в висе; из размахивания в висе подъем разгибом; из виса махом назад соскок, махом вперед соскок; за­четная комбинация

 

6

6

6

6

6

Описывать технику упражне­ний на гимнастической переклади­не и составлять гимнастические комбинации из числа разученных упражнений.

Осваивать технику гимнасти­ческих упражнений на переклади­не, предупреждая появление оши­бок и соблюдая правила безопас­ности.

Оказывать помощь сверстни­кам в освоении новых гимнасти­ческих упражнений, уметь анали­зировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражне­ния на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на разно­высоких брусьях (девочки)

Упражнения на параллельных брусьях (мальчики); наскок в упор; передвижение вперед на руках; пе­редвижение на руках прыжками; из упора в сед, ноги в стороны; из седа ноги в стороны переход в упор на прямых руках; размахи­вание в упоре на прямых руках; из седа ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь; соскоки махом вперед и махом назад с опорой на жердь.

Упражнения на разновысоких брусьях (девочки): наскок на ниж­нюю жердь; из упора на нижнюю жердь махом назад, соскок (в пра­вую, левую сторону); наскок на верхнюю жердь в вис; в висе на верхней жерди размахивание изги­бами; из виса на верхней жерди перейти в сед на правом (ле­вом) бедре с отведением руки в сторону; махом одной и толчком другой подъем переворотом в упор на нижнюю жердь; из упора на нижней жерди вис прогнувшись с опорой ног о верхнюю жердь; из виса прогнувшись на нижней жер­ди с опорой ног о верхнюю жердь переход в упор на нижнюю жердь; соскальзывание вниз с нижней жер­ди; зачетные упражнения

3

3

3

3

3

Описывать технику упражне­ний на гимнастических брусьях, составлять гимнастические комби­нации из числа разученных упраж­нений.

Осваивать технику гимнастиче­ских упражнений на брусьях, пре­дупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности.

Оказывать помощь сверстни­кам в освоении новых гимнасти­ческих упражнений, уметь анали­зировать их технику, выявлять ошибки и активно помогать в их исправлении

Легкая атлетика (84 ч)

21

21

21

21

21

Беговые упражнения

Беговые упражнения: бег на длинные, средние и короткие дис­танции; высокий старт; низкий старт; ускорения с высокого старта; спринтерский бег; гладкий равно­мерный бег на учебные дистанции (протяженность дистанции регули­руется учителем или учеником); эс­тафетный бег; бег с преодолением препятствий; кроссовый бег

9

9

9

9

9

Описывать технику выполне­ния беговых упражнений, осваи­вать ее самостоятельно, выявлять и устранять характерные ошибки в процессе освоения.

Демонстрировать вариативное выполнение беговых упражнений.

Применять беговые упражне­ния для развития физических ка­честв, выбирать индивидуальный режим физической нагрузки, контролировать ее по частоте сер­дечных сокращений.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения беговых упражнений, соблюдать правила безопасности.

Включать беговые упражнения в различные формы занятий физи­ческой культурой

Прыжковые упражнения

Прыжковые упражнения: прыжок в длину с разбега способом «со­гнув ноги»; прыжок в высоту с раз­бега способом «перешагивание»; прыжок в длину с разбега спосо­бом «прогнувшись»

 

6

6

6

6

6

Описывать технику выполне­ния прыжковых упражнений, осва­ивать ее самостоятельно с преду­преждением, выявлением и ис­правлением типичных ошибок.

Демонстрировать вариативное выполнение прыжковых упражнений.

Применять прыжковые упраж­нения для развития физических качеств, контролировать физиче­скую нагрузку по частоте сердеч­ных сокращений.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения прыжковых упражнений, соблюдать правила безопасности.

Включать прыжковые упражнения в различные формы занятий физи­ческой культурой

Метание

Упражнения в метании малого мя­ча: метание малого мяча с места в вертикальную неподвижную ми­шень; метание малого мяча по дви­жущейся (катящейся) мишени; мета­ние малого мяча по движущейся (летящей) мишени; метание малого мяча с разбега по движущейся ми­шени; метание малого мяча на даль­ность с разбега (трех шагов)

6

6

6

6

6

Описывать технику метания малого мяча разными способами, осваивать ее самостоятельно с пре­дупреждением, выявлением и уст­ранением типичных ошибок.

Применять упражнения в мета­нии малого мяча для развития фи­зических качеств, контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения упражнений в метании малого мяча, соблюдать правила безопасности

Спортивные игры (87ч)

28

28

28

28

28

Баскетбол. Игра по правилам

Баскетбол: ведение мяча шагом, бегом, змейкой, с обеганием стоек; ловля и передача мяча двумя рука­ми от груди; передача мяча одной рукой от плеча; передача мяча при встречном движении; передача мя­ча одной рукой снизу; передача мяча одной рукой сбоку; передача мяча двумя руками с отскока от по­ла; бросок мяча двумя руками от груди с места; бросок мяча одной рукой от головы в прыжке; бросок мяча одной рукой от головы в дви­жении; штрафной бросок; вырыва­ние и выбивание мяча; перехват мяча во время передачи; перехват мяча во время ведения; накрывание мяча; повороты с мячом на месте; тактические действия: под­страховка; личная опека. Игра по правилам

 

6

6

7

7

7

Организовывать совместные за­нятия баскетболом со сверстника­ми, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устра­няя типичные ошибки.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения техники игровых дей­ствий и приемов, соблюдать пра­вила безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и ус­ловий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, ува­жительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Определять степень утомления организма во время игровой дея­тельности, использовать игровые действия баскетбола для развития физических качеств.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в бас­кетбол в организации активного отдыха

 

Волейбол. Игра по правилам

Волейбол, нижняя прямая пода­ча; верхняя прямая подача; прием и передача мяча двумя руками снизу; прием и передача мяча сверху двумя руками; передача мя­ча сверху двумя руками назад; пе­редача мяча в прыжке; прием мя­ча сверху двумя руками с перекатом на спине; прием мяча одной рукой с последующим перегатом в сторону; прямой нападающий удар; индивидуальное блокирование в прыжке с места; тактические дей­ствия: передача мяча из зоны за­щиты в зону нападения. Игра по правилам

 

5

5

7

7

7

Организовывать совместные занятия волейболом со сверстника­ми, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устра­няя типичные ошибки.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения техники игровых дейст­вий и приемов, соблюдать прави­ла безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и ус­ловий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, ува­жительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в волей­бол в организации активного отдыха

Футбол. Игра по правилам

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу внутренней сто­роной стопы; удар по неподвиж­ному и катящемуся мячу внешней стороной стопы; удар по мячу серединой подъема стопы; удар по мячу серединой лба; остановка ка­тящегося мяча внутренней стороной стопы; остановка мяча подошвой; остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы; оста­новка мяча грудью; отбор мяча подкатом. Игра по правилам

6

6

7

7

7

Организовывать совместные занятия футболом со сверстника­ми, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устра­няя типичные ошибки.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения техники игровых дейст­вий и приемов, соблюдать прави­ла безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и ус­ловий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, ува­жительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в футбол в организации активного отдыха

Бадминтон.  Игра по правилам

Бадминтон: Хватка для ударов открытой и закрытой стороной ракетки. Стойки при выполнении подачи: открытой и закрытой стороной ракетки. Игровые: основная стойка; высокая, средняя, низкая; правосторонняя, левосторонняя стойка. Основы техники выполнения ударов: сверху сбоку, снизу, открытой и закрытой стороной ракетки. Техника выполнения ударов на сетке: «подставка»; «откидка»; «добивание»; «толчок»; «перевод» волана открытой и закрытой стороной ракетки. Учебная игра

6

6

-

-

-

Организовывать совместные занятия бадминтоном со сверстника­ми, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устра­няя типичные ошибки.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения техники игровых дейст­вий и приемов, соблюдать прави­ла безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и ус­ловий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, ува­жительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в бадминтон  в организации активного отдыха

Гандбол.  Игра по правилам

История гандбола. Основные правила игры в гандбол. Основные приёмы игры в гандбол. Подвижные игры для освоения передвижения и остановок. Правила техники безопасности

Стойки игрока. Перемещения в стой­ке приставными шагами боком и спи­ной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты без мяча и с мячом.

Комбинации из освоенных элементов техники передвижений (перемещения в стойке, остановка, поворот, ускорение).

Дальнейшее закрепление техники

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении без сопротив­ления защитника (в парах, тройках, квадрате, круге).

Ловля и передача мяча двумя руками на месте и в движении с пассивным сопротиапением защитника. Ловля ка­тящегося мяча

Ведение мяча в низкой, средней и вы­сокой стойке на месте; в движении по прямой, с изменением направления движения и скорости ведения без соп­ротивления защитника ведущей и не­ведущей рукой.

Дальнейшее закрепление техники ве­дения мяча. Ведение мяча в движении

5

5

7

7

7

Организовывать совместные занятия бадминтоном со сверстника­ми, осуществлять судейство игры.

Описывать технику игровых действий и приемов, осваивать их самостоятельно, выявляя и устра­няя типичные ошибки.

Взаимодействовать со свер­стниками в процессе совместного освоения техники игровых дейст­вий и приемов, соблюдать прави­ла безопасности.

Моделировать технику игровых действий и приемов, варьировать ее в зависимости от ситуации и ус­ловий, возникающих в процессе игровой деятельности.

Выполнять правила игры, ува­жительно относиться к сопернику и управлять своими эмоциями.

Применять правила подбора одежды для занятий на открытом воздухе, использовать игру в бадминтон  в организации активного отдыха

Прикладно-ориентированная подготовка

(Кроссовая подготовка)(84)

21

21

21

21

21

Прикладно-ориентированные

упражнения

Передвижение ходьбой, бегом, прыжками по пологому склону, сы­пучему грунту, пересеченной мест­ности; спрыгивание с ограниченной площадки и запрыгивание на нее; преодоление препятствий (гимнастического коня) прыжком боком с оперой на левую (правую) руку; расхождение вдвоем при встрече на узкой опоре (гимнастическом брев­не); лазанье по канату в два и три приема (мальчики); лазанье по гим­настической стенке вверх, вниз, го­ризонтально, по диагонали лицом и спиной к стенке (девочки); передви­жение в висе на руках с махом ног (мальчики); прыжки через препят­ствие с грузом на плечах; спрыгива­ние и запрыгивание с грузом на плечах; приземление на точность и сохранение равновесия; подъемы и спуски шагом и бегом с грузом на плечах; преодоление препятствий прыжковым бегом; преодоление по­лос препятствий

 

21

21

21

21

21

Организовывать и проводить

самостоятельные занятий приклад­ной физической подготовкой, со­ставлять их содержание и плани­ровать в системе занятий физиче­ской культурой.

Владеть вариативным выполне­нием прикладных упражнений, пе­рестраивать их технику в зависи­мости от возникающих задач и из­меняющихся условий.

Применять прикладные упраж­нения для развития физических качеств, контролировать физиче­скую нагрузку по частоте сердеч­ных сокращений.

Преодолевать трудности и про­являть волевые качества личности при выполнении прикладных уп­ражнений

Упражнения общеразвивающей направленности

6

6

6

6

6

 

Общефизическая подготовка

 

Физические упражнения на раз­витие основных физических ка­честв; силы, быстроты, выносливо­сти, гибкости, координации движе­ний, ловкости

 

1

1

1

1

1

Организовывать и проводить

самостоятельные занятии физиче­ской подготовкой, составлять их со­держание и планировать в системе занятий физической культурой.

Выполнять нормативы физи­ческой подготовки

 

Гимнастика с основами акроба­тики. Развитие гибкости, коорди­нации движений, силы, выносли­вости

Развитие гибкости.

Наклоны туловища вперед, на­зад, в стороны с возрастающей амплитудой движений в положении стоя, сидя, сидя ноги в стороны.

Упражнения с гимнастической палкой (укороченной скакалкой) для развития подвижности плечево­го сустава (выкруты). Комплексы общеразвивающих упражнений с повышенной амплитудой для пле­чевых, локтевых, тазобедренных и коленных суставов, для развития подвижности позвоночного столба. Комплексы активных и пассивных упражнений с большой амплитудой движений. Упражнения для разви­тия подвижности суставов (полу- шпагат, шпагат, складка, мост).

Развитие координации движе­ний. Прохождение усложненной полосы препятствий, включающей кувырки (вперед, назад), кувырки по наклонной плоскости, преодоле­ние препятствий прыжком с опорой на руку, безопорным прыжком, быстрым лазаньем. Броски теннис­ного мяча правой и левой рукой в подвижную и неподвижную ми­шень, с места и с разбега. Касание правой и левой ногой мишеней, подвешенных на разной высоте, с места и с разбега. Разнообразные прыжки через гимнастическую ска­калку на месте и с продвижением. Прыжки на точность отталкивания и приземления.

Развитие силы. Подтягивание в висе и отжимание в упоре. Передви­жения в висе и упоре на руках на пе­рекладине (мальчики), подтягивание в висе стоя (лежа) на низкой пере­кладине (девочки); отжимание в упоре лежа с изменяющейся высотой опоры для рук и ног; отжимание в упоре на низких брусьях; поднима­ние ног в висе на гимнастической стенке до посильной высоты; из по­ложения лежа на гимнастическом козле (ноги зафиксированы) сгиба­ние туловища с различной амплиту­дой движений (на животе и на спи­не); комплексы упражнений с ганте­лями с индивидуально подобранной массой (движения руками, повороты на месте, наклоны, подскоки со взмахом рук); метание набивного мяча из различных исходных поло­жений; комплексы упражнений изби­рательного воздействия на отдельные мышечные группы (с увеличиваю­щимся темпом движений без потери качества выполнения); элементы ат­летической гимнастики (по методу подкачки); приседания на одной но­ге пистолетом (с опорой на руку для сохранения равновесия).

1

1

1

1

1

Организовывать и проводить

самостоятельные занятии физиче­ской подготовкой, составлять их со­держание и планировать в системе занятий физической культурой.

Выполнять нормативы физи­ческой подготовки

Организовывать и проводить

самостоятельные занятия гимнасти­кой с основами акробатики, со­ставлять их содержание и плани ровать в системе занятий физиче­ской культурой.

Выполнять нормативы физи­ческой подготовки по гимнастике с основами акробатики

Легкая атлетика. Развитие вы­носливости, силы, быстроты, коор­динации движений

Развитие выносливости. Упражне­ния с непредельными отягощениями, выполняемые в режиме умеренной интенсивности в сочетании с напря­жением мышц и фиксацией положе­ний тела. Повторное выполнение гимнастических упражнений с умень­шающимся интервалом отдыха (по методу круговой тренировки). Комплексы упражнений с отягощени­ем, выполняемые в режиме не­прерывного и интервального методов.

Развитие выносливости. Бег с максимальной скоростью в режиме повторно-интервального метода. Бег по пересеченной местности (кроссовый бег). Бег с равномер­ной скоростью в зонах большой и умеренной интенсивности. Бег с препятствиями. Равномерный бег с финальным ускорением (на разные дистанции). Равномерный бег с до­полнительным отягощением в ре­жиме «до отказа».

Развитие силы. Специальные прыжковые упражнения с дополни­тельным отягощением. Прыжки вверх с доставанием подвешенных предметов. Прыжки в полуприседе (на месте, с продвижением в разные стороны). Запрыгивание с последую­щим спрыгиванием. Прыжки в глуби­ну по методу ударной тренировки. Прыжки в высоту с продвижением и изменением направлений, поворота­ми вправо и влево, на правой, левой ноге и поочередно. Бег с препятстви­ями. Бег в горку, с дополнительным отягощением и без него. Комплексы упражнений с набивными мячами. Упражнения с локальным отягощени­ем на мышечные группы. Комплексы силовых упражнений по методу кру­говой тренировки.

Развитие быстроты. Бег на месте с максимальной скоростью и тем­пом с опорой на руки и без опоры. Максимальный бег в горку и с гор­ки. Повторный бег на короткие дистанции с максимальной ско­ростью (по прямой, на повороте и со старта). Бег с максимальной ско­ростью с ходу. Прыжки через ска­калку в максимальном темпе. Уско­рение, переходящее в многоскоки, и многоскоки, переходящие в бег с ускорением. Подвижные и спортив­ные игры, эстафеты.

Развитие выносливости. Кроссо­вый бег и бег по пересеченной местности. Гладкий бег с равномер­ной скоростью в режиме умеренной и большой интенсивности. Повтор­ный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом от­дыха. Повторный бег с дополни­тельным отягощением на средние дистанции, в горку и с горки. Прыж­ки в различных направлениях и из разных исходных положений в ре­жиме повторного и непрерывного способа выполнения. Приседания с различной амплитудой и дополни­тельными отягощениями в режиме повторного и непрерывного способа выполнения. Развитие силы. Комплексы уп­ражнений с локальным отягощени­ем на отдельные мышечные группы. Комплексы упражнений силовой направленности на спортивных сна­рядах (перекладине, брусьях, гим­настической стенке), выполняемые по методу круговой тренировки. Скоростной бег и прыжки с допол­нительным отягощением (в различных направлениях и с различной амплитудой движений, из разных исходных положений). Многоскоки, спрыгивание-запрыгивание на месте и с продвижением вперед. Комп­лексы атлетической гимнастики. По­лосы препятствий силовой направ­ленности (передвижения в висах и упорах на руках, бег в горку с пере­несением тяжестей, преодоление препятствий прыжками разной фор­мы).

 

2

2

2

2

2

Организовывать и проводить

самостоятельные занятия легкой ат­летикой, составлять их содержание и планировать в системе занятий физической культурой.

Выполнять нормативы физиче­ской подготовки по легкой атлетике

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений

Развитие быстроты. Бег на корот­кие дистанции с максимальной ско­ростью. Челночный бег. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Прыжки через скакалку в макси­мальном темпе

Развитие быстроты. Ходьба и бег в различных направлениях с макси­мальной скоростью с внезапными остановками и выполнением раз­личных заданий (прыжки вверх, назад, вправо, влево; приседания и т.д.). Ускорения с изменением направления движения. Бег с мак­симальной частотой (темпом) шагов с опорой на руки и без опоры. Выпрыгивание вверх с доставанием ориентиров левой (правой) ру­кой. Челночный бег (чередование

прохождения заданных отрезков дистанции лицом и спиной вперед). Бег с максимальной скоростью с предварительным выполнением многоскоков. Передвижения с уско­рениями и максимальной скоростью приставными шагами левым и пра­вым боком. Ведение баскетбольного мяча с ускорением и максимальной скоростью. Прыжки вверх на обеих ногах и на одной ноге с места и с разбега. Прыжки с поворотами на точность приземления. Передача мяча двумя руками от груди в мак­симальном темпе при встречном бе­ге в колоннах. Кувырки вперед, на­зад, боком с последующим рывком на 3—5 м. Подвижные и спортив­ные игры, эстафеты.

Развитие силы. Комплексы упраж­нений с дополнительным отягоще­нием на основные мышечные груп­пы. Ходьба и прыжки в глубоком приседе. Прыжки на одной ноге и обеих ногах с продвижением впе­ред, по кругу, змейкой, на месте с поворотом на 180 и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе на месте и с передвижением (с дополнительным отягощением и без него). Напрыгивание и спрыги- вание с последующим ускорением.

Многоскоки с последующим уско­рением и ускорения с последующи­ми многоскоками. Броски набивно­го мяча из различных исходных по­ложений, с различной траекторией полета одной рукой и обеими рука­ми, стоя, сидя, в полуприседе.

Развитие выносливости. Повтор­ный бег с максимальной скоростью с уменьшающимся интервалом от­дыха. Гладкий бег по методу не­прерывно-интервального упражне­ния. Гладкий бег в режиме боль­шой и умеренной интенсивности. Игра в баскетбол с увеличиваю­щимся объемом времени.

Развитие координации движе­ний. Броски баскетбольного мяча по неподвижной и подвижной ми­шени. Акробатические упражнения (двойные и тройные кувырки впе­ред и назад). Бег «с тенью» (повто­рение движений партнера). Бег по гимнастической скамейке, по гим­настическому бревну разной высо­ты. Прыжки по разметкам с изме­няющейся амплитудой движений. Броски малого мяча в стену одной рукой (обеими руками) с последу­ ющей его ловлей одной рукой (обеими руками) после отскока от стены (от пола). Ведение мяча с из­меняющейся по команде скоростью и направлением передвижения

 

1

1

1

1

1

Организовывать и проводить

самостоятельные занятия баскетбо­лом, составлять их содержание и планировать в системе занятий фи­зической культурой.

Выполнять нормативы физиче­ской подготовки по баскетболу

Футбол. Развитие быстроты, си­лы, выносливости

Развитие быстроты. Старты из различных положений с последую­щим ускорением. Бег с максималь­ной скоростью по прямой, с оста­новками (по свистку, хлопку, задан­ному сигналу), ускорениями, рыв­ками, изменением направления пе­редвижения. Бег в максимальном темпе. Бег и ходьба спиной вперед с изменением темпа и направления движения (по прямой, по кругу и змейкой). Бег с максимальной ско­ростью с поворотами на 180 и 360°. Прыжки через скакалку в максимальном темпе. Прыжки по разметкам на правой (левой) ноге, между стоек, спиной вперед. Прыжки вверх на обеих ногах и од­ной ноге с продвижением вперед. Удары по мячу в стенку в макси­мальном темпе. Ведение мяча с остановками и ускорениями, дриб­линг мяча с изменением направле­ния движения. Кувырки вперед, на­зад, боком с последующим рывком. Подвижные и спортивные игры, эс­тафеты. Развитие силы. Комплексы уп­ражнений с дополнительным отя­гощением на основные мышечные группы. Многоскоки через препят­ствия. Спрыгивание с возвышенной опоры с последующим ускорением, прыжком в длину и в высоту. Прыжки на обеих ногах с дополни­тельным отягощением (вперед, на­зад, в приседе, с продвижением вперед).

Развитие выносливости. Равно­мерный бег на средние и длинные дистанции. Повторные ускорения с уменьшающимся интервалом отды­ха. Повторный бег на короткие дис­танции с максимальной скоростью и уменьшающимся интервалом отды­ха. Гладкий бег в режиме непрерыв­но-интервального метода

1

1

1

1

1

Организовывать и проводить

самостоятельные занятия футбо­лом, составлять их содержание и планировать в системе занятий фи­зической культурой.

Выполнять нормативы физиче­ской подготовки по футболу

 

8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

1

1.2

Примерные программы по учебным предме­там. Физическая культура. 5—9 классы

1

1.3

Рабочие программы по физической культуре

1

1.4

Учебник и пособия, которые входят в пред­метную линию В. И. Ляха.

В. И. Лях. Физическая культура. 5—9 клас­сы. Учебник для общеобразовательных уч­реждений.

К

1.5

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (Серия «Работаем по новым стандартам»).

 Г. А. Колодницкий, B.C. Кузнецов. Физиче­ская культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. 5—9 классы.

1

1.6

Учебная, научная, научно-популярная ли­тература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

5

1.7

Методические издания по физической куль­туре для учителей

1

2

Демонстрационные учебные пособия

 

2.1

Таблицы по стандартам физического разви­тия и физической подготовленности

8

2.2

Плакаты методические

6

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деяте­лей физической культуры, спорта и олим­пийского движения

К

3

Экранно-звуковые пособия

 

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным раз­делам и темам учебного предмета «Физиче­ская культура» (на цифровых носителях)

К

3.2

Аудиозаписи

К

4

Технические средства обучения

 

4.1

Мегафон

1

4.2

Мультимедийный компьютер

1

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

5.1

Стенка гимнастическая

1

5.2

Бревно гимнастическое напольное

1

5.3

Бревно гимнастическое высокое

1

5.4

Козёл гимнастический

1

5.5

Конь гимнастический

1

5.6

Перекладина гимнастическая

1

5.7

Канат для лазанья с механизмом крепления

1

5.8

Мост гимнастический подкидной

1

5.9

Скамейка гимнастическая жёсткая

1

5.10

Комплект навесного оборудования

К

5.11

Скамья атлетическая наклонная

1

5.12

Гантели наборные

1

5.13

Коврик гимнастический

1

5.14

Акробатическая дорожка

1

5.15

Маты гимнастические

15

5.16

Мяч набивной (2кг, 2 кг)

25

5.17

Скакалка гимнастическая

25

5.18

Мяч малый (теннисный)

25

5.19

Палка гимнастическая

25

5.20

Обруч гимнастический

25

5.21

Коврики массажные

25

5.22

Секундомер настенный с защитной сеткой

1

5.23

Сетка для переноса малых мячей

1

 

Лёгкая атлетика

 

5.24

Планка для прыжков в высоту

1

5.25

Стойка для прыжков в высоту

1

5.26

Флажки разметочные на опоре

1

5.27

Лента финишная

1

5.28

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

1

5.29

Рулетка измерительная (20м, 50м)

1

5.30

Номера нагрудные

25

 

Подвижные и спортивные игры

 

5.31

Комплект щитов баскетбольных с кольцами 2 и сеткой

2

5.32

Щиты баскетбольные навесные с кольцами I 2 и сеткой

2

5.34

Мячи баскетбольные для мини-игры

5

5.35

Сетка для переноса и хранения мячей

1

5.36

Жилетки игровые с номерами

25

5.37

Стойки волейбольные универсальные

2

5.38

Сетка волейбольная

1

5.39

Мячи волейбольные

5

5.40

Табло перекидное

1

5.41

Ворота для мини-футбола

2

5.42

Сетка для ворот мини-футбола

1

5.43

Мячи футбольные

5

5.44

Номера нагрудные

25

5.45

Ворота для ручного мяча

2

5.46

Мячи для ручного мяча

6

5.47

Компрессор для накачивания мячей

1

 

Туризм

 

5.48

Палатки туристские (двухместные)

5

5.49

Рюкзаки туристские

5

5.50

Комплект туристский бивуачный

К

 

Измерительные приборы

 

5.51

Пульсометр

1

5.52

Шагомер электронный

1

5.53

Комплект динамометров ручных

1

5.54

Динамометр становой

1

5.55

Ступенька универсальная (для степ-теста)

1

5.56

Тонометр автоматический

1

5.57

Весы медицинские с ростомером

1

 

Средства первой помощи

 

5.58

Аптечка медицинская

1

 

Дополнительный инвентарь

 

5.59

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

1

6

Спортивные залы (кабинеты)

 

6.1

Спортивный зал игровой

1

6.2

Спортивный зал гимнастический

1

6.3

Зоны рекреации

1

6.4

Кабинет учителя

1

6.5

Подсобное помещение для хранения инвен­таря и оборудования

1

7

Пришкольный стадион (площадка)

 

7.1

Легкоатлетическая дорожка

1

7.2

Сектор для прыжков в длину

1

7.3

Сектор для прыжков в высоту

1

7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

1

7.5

Площадка игровая баскетбольная

1

7.6

Площадка игровая волейбольная

1

7.7

Гимнастический городок

1

7.8

Полоса препятствий

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов, и физкультуры    ____________________№ 1

Руководитель МО______Буймилова С.В

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________ Елефтериади  Е.В

 

               От _________________________ года