Краснодарский край, Абинский район, пхтырский

 муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 42

муниципального образования Абинский район

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

решение педагогического совета протокол № 1

от 31.08.2013 года

Председатель педсовета

_____________М.Е.Бойкова

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

 

по учебному предмету «Физическая культура»                            

Уровень образования: начальное общее образование (1-4 классы)                          

Количество часов  405      

                           

 

Учитель : Скиба Алексей Витальевич                                                                                                              

 

 

 

 

Программа разработана на основе примерной программы  «Физическая культура», соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту и авторской программы «Физическая культура»  В.И. Ляха, «Просвещение», 2012 год.                                                                                                                   

 

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа

 

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих 9образовательных задач:

          укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;

          формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

          овладение школой движений;

          развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

          формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

          выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

          формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

          приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

          воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Рабочая программа по учебному курсу «Физическая культура» для 1-4 классов разработана на основе авторской программы «Физическая культура»  В.И. Ляха. М, «Просвещение», 2012 год. Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная система человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия. Активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

УМК: В. И. Лях. Физическая культура. 1—4 клас­сы. Учебник для общеобразовательных уч­реждений – М.: «Просвещение», 2012 г.

 

 

2.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Цель, задачи предмета

С учётом этих особенностей целью  предмета по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности. Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:

   совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, прыжках, сазаньи, метании;

   обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;

   развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

   формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;

   развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физминутками и подвижными играми;

   обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.

Структура предмета

Предметом обучения физической культуре в начальной школе является двигательная активность человека с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно развиваются мышление, творчество и самостоятельность.

Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.

Особенности построения содержания

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях нормативно-правовых актов Российской Федерации, в том числе:

          требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте начального общего образования;

          Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина;

          Законе «Об образовании»;

          Федеральном законе «О физической культуре и спорте»;

          Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.;

          примерной программе начального общего образования;

          приказе Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889.

 

 

 

3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3ч в неделю (всего 405ч): в I классе —99ч, во 2 классе — 102ч, в 3 классе — 102ч, в 4 классе — 102ч. Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010г. №889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».

Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3ч в неделю).

Таблица тематического распределения часов

п/п

Вид программного материала

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1

2

3

4

1

Знания о физической культуре

12

12

3

3

3

3

2

Способы физкультурной деятельности

12

12

3

3

3

3

3

Физическое совершенствование

246

381

93

96

96

96

3.1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

8

8

2

2

2

2

3.2

Спортивно-оздоровительная деятельность

238

373

91

94

94

94

3.2.1

Гимнастика с основами акробатики

66

71

17

18

18

18

3.2.2

Легкая атлетика

52

84

21

21

21

21

3.2.3

Кроссовая подготовка

-

84

21

21

21

21

3.2.4

Кубанские народные игры

-

47

11

12

12

12

3.2.5

Подвижные и спортивные игры

56

87

21

22

22

22

3.2.6

Лыжные гонки

48

-

-

-

-

-

3.2.7

Плавание

24

-

-

-

-

-

 

ИТОГО:

270

405

99

102

102

102

Программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». При этом вид программного материала «Лыжная подготовка» - заменен разделом «Кроссовая подготовка». Вариативная часть включает в себя программный материал по подвижным, спортивным и кубанским народным играм. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных.

 

 

5. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Базовым результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности. Кроме того, предмет «Физическая культура» способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результат образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки предмета «Физическая культура».

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального образования по физической культуре являются:

— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

— умение доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Содержание учебного предмета «Физическая культура» направлено на воспитание творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в личной, общественной и профессиональной деятельности. В процессе освоения курса у учащихся начальной школы укрепляется здоровье, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности.

6. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

1 класс

Личностные результаты

   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

   проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

   оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы,

 

Метапредметные результаты

        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления,

        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности,

-- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

        организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Предметные результаты

        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления,

        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности,

-- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

        организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

        планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

2 класс

Личностные результаты

   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

   проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

   оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы,

Метапредметные результаты

        характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

        находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления,

        общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности,

-- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;

        организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;

Предметные результаты

        организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;

        бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;

        организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;

        характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;

        взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

        в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять,

3 класс

Личностные результаты

   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

   проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

   оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы,

Метапредметные результаты

        планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

        анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

        видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека:

        оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами,

-- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

        технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты

        в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять,

        подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений,

        находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

        выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

        выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

        выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

4 класс

Личностные результаты

   активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

   проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

   проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

   оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы,

Метапредметные результаты

        планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

        анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

        видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека:

        оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами,

-- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;

        технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.

Предметные результаты

        в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять,

        подавать строевые команды, вести подсчет при выполнении общеразвивающих упражнений,

        находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;

        выполнять акробатические и гимнастические комбинации на высоком техничном уровне, характеризовать признаки техничного исполнения;

        выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;

        выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.

 

7. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Знания о физической культуре (12ч)

Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря.

Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью.

Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и равновесия.

Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.

Способы физкультурно-спортивной деятельности (12ч)

Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Вы­полнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и разви­тия мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим разви­тием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств. Из­мерение частоты сердечных сокращении во врем1Я выполнения физических упражнений.

Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).

Физическое совершенствование (381ч)

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комп­лексы физических упражнений для утренней зарядки, физ­культминуток, занятий по профилактике и коррекции наруше­ний осанки.

Комплексы упражнений на развитие физических качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост.

Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Кроссовая подготовка. Бег по пересеченной и слабопересеченной местности. Равномерный медленный бег. Бег с преодолением препятствий.

Подвижные и спортивные игры. На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.

На материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.

Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.

Общеразвевающие упражнения

Данный материал используется для развития основных физических качеств и планируется учителем в зависимости от задач урока и логики прохождения материала

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: широкие стойки на ногах, ходьба е включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами; наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой, скакалкой; высокие взмахи "поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях; комплексы упражнений, включающие в себя максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе, ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, тyлoвищa (в положениях стоя и лежа, сидя), жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «ласточка» на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по нам1ечен-ным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динам1ические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1 кг, гантели до 100 г, гимнастические палки и булавы), комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и увеличивающимся отягощением; лазанье с дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на месте вверх и вверх с поворотами вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик, переноска партнера в парах.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами.

8.  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

 

 

Содержание курса

Тематическое

планирование

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учащихся

1

кл

2

кл

3

кл

4

кл

Знания о физической культуре (12ч)

3

3

3

3

 

Физическая культура (4ч)

1

1

1

1

Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению здоровья человека.

Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на пыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения человека.

Правила       предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря

Понятие о физической культуре.

 

Основные способы передвижения человека.

 

 

Профилактика травматизма

 

 

 

 

Определять и кратко характеризовать физическую культуру как занятия физическими упражнениями,    подвижными   и спортивными играми.

Выявлять различия в основных способах передвижения человека.

Определять ситуации, требующие применения правил предупреждения травматизма.

Определять состав спортивной одежды в зависимости от времени года и погодных условий

Из истории физической культуры(4ч)

11

11

11

11

История развития физической культуры и первых соревнований.

Связь физической культуры с трудовой   и  военной  деятельностью

Возникновение первых соревновании.

Зарождение Олимпийских игр.

Зарождение физической культуры на территории Древней Руси.

Развитие физической культуры в России в XVII-XIX вв.

 

 

 

 

Пересказывать тексты по истории физической культуры

Понимать    и    раскрывать связь  физической   культуры  с трудовой  и  военной деятельностью человека

Физические упражнения(4ч)

11

11

11

11

Физические упражнения,  их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств.

Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,  выносливости,  гибкости  и равновесия.

Физическая подготовка и ее связь с развитием основных физических качеств.

Физическая нагрузка и ее влияние на повышение частоты сердечных сокращений

Представление о физических упражнениях.

Представление о физических качествах.

 

Общее представление о физическом развитии.

Общее представление о физической подготовке.

Что такое физическая нагрузка. Правила контроля за нагрузкой по частоте сердечных сокращений

 

 

 

 

Различать упражнения по воздействию на развитие основных физических качеств (сила, быстрота, выносливость).

Характеризовать показатели физического развития.

Характеризовать показатели физической подготовки.

Выявлять  характер  зависимости частоты сердечных сокращений от особенностей выполнения физических упражнений

Способы физкультурной деятельности (12ч)

3

3

3

3

Самостоятельные занятия (4ч)

1

1

1

1

Составление режима дня

Выполнение простейших закаливающих процедур, оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки), комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств

Режим дня и его планирование.

Утренняя зарядка, правила ее составления и выполнения. Физкультминутки, правила их составления и выполнения.

Закаливание и правила проведения закаливающих процедур.

Осанка и комплексы упражнений по профилактике ее нарушения.

Комплексы  упражнении для развития физических качеств

 

 

 

 

Составлять индивидуальный режим дня.

Отбирать и составлять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток.

Оценивать свое состояние (ощущения) после закаливающих процедур.

Составлять комплексы упражнений для формирования правильной осанки.

Моделировать комплексы упражнений с учетом их цели: на развитие силы, быстроты, выносливости

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью (4ч)

1

1

1

1

Измерение длины и массы тела, показателей осанки и физических качеств.

Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнении

Измерение показателей физического развития.

Измерение показателей развития физических качеств.

Измерение частоты сердечных сокращений

 

 

 

 

 

Измерять индивидуальные показатели длины и массы тела, сравнивать их со стандартными значениями.

Измерять показатели развития физических качеств.

Измерять (пальпаторно) частоту сердечных сокращений

Самостоятельные игры и развлечения

(4 ч)

1

1

1

1

Организация и проведение подвижных   игр   (на   спортивных площадках и в спортивных залах)

Игры и развлечения в зимнее время года.

Игры и развлечения в летнее время года.

Подвижные игры с элемента ми спортивных игр

 

 

 

 

Общаться и взаимодействовать в игровой деятельности.

Организовывать и проводить подвижные игры с элементами соревновательной деятельности

Физическое совершенствование (381ч)

93

96

96

96

Физкультурно-оздоровительная деятельность (8 ч)

2

2

2

2

Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушении осанки.

Комплексы упражнении на развитие физических качеств.

Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз

Оздоровительные формы занятий.

Развитие физических качеств. Профилактика утомления

 

 

 

 

 

Осваивать универсальные умения по самостоятельному выполнению упражнений в оздоровительных формах занятий.

Моделировать физические нагрузки для развития основных физических качеств.

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении упражнении на развитие физических качеств.

Осваивать навыки по самостоятельному выполнению упражнений дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз

Спортивно-оздоровительная деятельность (238 ч)

91

94

94

94

Гимнастика с основами акробатики(71ч)

17

18

18

18

Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.

Движение и передвижение строем.

 

 

4

 

3

3

3

Различать и выполнять строевые команды: «Смирно!», «Вольно!», «Шагом марш!», «На месте!», «Равняйсь!», «Стой!».

Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперед и назад; гимнастический мост;

Акробатика.

5

6

8

8

Описывать технику разучиваемых акробатических упражнении.

Осваивать технику акробатических упражнений и акробатических комбинаций.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании акробатических упражнений

Выявлять характерные ошибки при выполнении акробатических упражнений.

Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.

Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперед ноги.

Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.

Снарядная гимнастика

2

3

3

1

Описывать технику гимнастических упражнений на снарядах.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении гимнастических упражнений.

Выявлять и характеризовать ошибки при выполнении гимнастических упражнений.

Проявлять качества силы, координации и выносливости.

Гимнастические упражнения прикладного характера. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазания и перелазания, переползания, передвижения по наклонной гимнастической скамейке.

 

Прикладная гимнастика  

6

6

4

6

Соблюдать правила техники безопасности  при  выполнении гимнастических упражнений.

Описывать технику гимнастических упражнений прикладной направленности.

Осваивать технику физических   упражнении    прикладной направленности.

Осваивать     универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и  выполнении  гимнастических упражнении.

Выявлять характерные ошибки при выполнении гимнастических   упражнении    прикладной направленности.

Проявлять качества силы и координации  при  выполнении упражнений прикладной направленности.

Соблюдать правила техники безопасности  при  выполнении гимнастических       упражнении прикладной направленности

 

Легкая атлетика (84 ч)

21

21

21

21

Беговые упражнения: с высоким    подниманием    бедра,            прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий    старт    с    последующим ускорением.

Беговая подготовка

9

9

9

9

Описывать технику беговых упражнений

Выявить характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений

Осваивать     универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнении.

Проявлять   качества   силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнении.

Соблюдать правила техники безопасности  при  выполнении беговых упражнений.

Прыжковые упражнения на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением, в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание; прыжки со скакалкой.

Прыжковая подготовка  

6

6

6

6

Описывают технику выполнения прыжковых упраж­нений

Осваивать универсальные умения контролировать величину нагрузки по частоте сердечных сокращений при выполнении прыжковых упражнений.

Выявлять характерные ошибки в технике выполнения прыжковых упражнений.

Осваивать универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении прыжковых упражнении.

Проявлять качества силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении прыжковых упражнений.

Соблюдать правила техники безопасное. И при выполнении прыжковых упражнений.

Броски большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Броски большого мяча

3

3

3

3

Описывать технику бросков большого набивного мяча

Соблюдать правила техники безопасности при выполнении бросков большого набивного мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при выполнении бросков большого мяча.

Метание: мaлoгo мяча в вертикальную цель и на дальность

Метание малого мяча

3

3

3

3

Описывать технику метания малого мяча.

Осваивать технику метания малого мяча.

Соблюдать правила техники безопасности при метании малого мяча.

Проявлять качества силы, быстроты и координации при метании малого мяча

Подвижные и спортивные игры (87ч)

21

22

22

22

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию.

На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метание и броски, упражнения   на   координацию, выносливость и быстроту.

Подвижные игры

9

9

9

9

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении подвижных игр.

Излагать правила и условия проведения подвижных игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание подвижных игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действии в подвижных играх.

Моделировать технику выполнения  игровых действий  в зависимости от изменения условии и двигательных задач.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время подвижных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время подвижных игр.

Па материале спортивных игр.

Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу, остановка мяча; ведение мяча, подвижные игры на материале футбола.

Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча, броски мяча в корзину; подвижные   игры   на   материале баскетбола

Волейбол подбрасывание мяча, подача мяча; прием и передача мяча, подвижные игры на материал с волейбола

Спортивные игры

7

8

9

9

Описывать разучиваемые технические действия из спортивных игр.

Осваивать технические действия из спортивных игр.

Моделировать технические действия в игровой деятельности,

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий из спортивных игр.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями во время учебной и игровой деятельности.

 

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта            Общефизическая подготовка           Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.

Общеразвивающие упражнения из базовых видов спорта

Общефизическая подготовка

5

5

4

4

Выявлять ошибки при выполнении технических действий из спортивных игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности в условиях учебной и игровой деятельности.

Осваивать умения выполнять универсальные физические упражнения.

Развивать физические качества

Кроссовая подготовка(84)

21

21

21

21

Равномер­ный, медленный бег до 3—4 мин (1-2 класс), до 5—8 мин (3-4 класс), кросс по слабопересечённой местности до 1 км. Чередование бега и ходьбы до 150м. Преодоление   естественных   препят­ствий.

Кроссовая подготовка.  

 

 

21

21

21

21

Выбирать индивидуальный темп передвижения, кон­тролируют темп бега по частоте сердечных сокраще­ний.

Описывать технику беговых упражнений

Выявить характерные ошибки в технике выполнения беговых упражнений

Осваивать     универсальные умения по взаимодействию в парах и группах при разучивании и выполнении беговых упражнении.

Проявлять   качества   силы, быстроты, выносливости и координации при выполнении беговых упражнении.

Соблюдать правила техники безопасности  при  выполнении беговых упражнений.

Кубанские народные игры (47)

11

12

12

12

Кубанские народные игры

Кубанские народные игры

11

12

12

12

Использовать подвижные игры для активного отдыха.

Осваивать универсальные умения в самостоятельной организации и проведении игр.

Излагать правила и условия проведения игр.

Осваивать двигательные действия, составляющие содержание игр.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действии в играх.

Моделировать технику выполнения  игровых действий  в зависимости от изменения условии и двигательных задач.

Принимать адекватные решения в условиях игровой деятельности.

Осваивать универсальные умения управлять эмоциями в процессе учебной и игровой деятельности.

Проявлять быстроту и ловкость во время игр.

Соблюдать дисциплину и правила техники безопасности во время игр.

 

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического оснащения

Количество

1

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

 

1.1

Стандарт начального общего образования по физической культуре

1

1.2

Примерные программы по учебным предме­там. Физическая культура. 1—4 классы

1

1.3

Рабочие программы по физической культуре

1

1.4

Учебник и пособия, которые входят в пред­метную линию В. И. Ляха.

В. И. Лях. Физическая культура. 1—4 клас­сы. Учебник для общеобразовательных уч­реждений.

К

1.5

Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов, М. В. Маслов. Внеурочная деятельность учащихся. Лёгкая атлетика (Серия «Работаем по новым стандартам»).

 Г. А. Колодницкий, B.C. Кузнецов. Физиче­ская культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы. 1—4 классы.

1

1.6

Учебная, научная, научно-популярная ли­тература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению

5

1.7

Методические издания по физической куль­туре для учителей

1

2

Демонстрационные учебные пособия

 

2.1

Таблицы по стандартам физического разви­тия и физической подготовленности

8

2.2

Плакаты методические

6

2.3

Портреты выдающихся спортсменов, деяте­лей физической культуры, спорта и олим­пийского движения

К

3

Экранно-звуковые пособия

 

3.1

Аудиовизуальные пособия по основным раз­делам и темам учебного предмета «Физиче­ская культура» (на цифровых носителях)

К

3.2

Аудиозаписи

К

4

Технические средства обучения

 

4.1

Мегафон

1

4.2

Мультимедийный компьютер

1

5

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

5.1

Стенка гимнастическая

1

5.2

Бревно гимнастическое напольное

1

5.3

Бревно гимнастическое высокое

1

5.4

Козёл гимнастический

1

5.5

Конь гимнастический

1

5.6

Перекладина гимнастическая

1

5.7

Канат для лазанья с механизмом крепления

1

5.8

Мост гимнастический подкидной

1

5.9

Скамейка гимнастическая жёсткая

1

5.10

Комплект навесного оборудования

К

5.11

Скамья атлетическая наклонная

1

5.12

Гантели наборные

1

5.13

Коврик гимнастический

1

5.14

Акробатическая дорожка

1

5.15

Маты гимнастические

15

5.16

Мяч набивной (2кг, 2 кг)

25

5.17

Скакалка гимнастическая

25

5.18

Мяч малый (теннисный)

25

5.19

Палка гимнастическая

25

5.20

Обруч гимнастический

25

5.21

Коврики массажные

25

5.22

Секундомер настенный с защитной сеткой

1

5.23

Сетка для переноса малых мячей

1

 

Лёгкая атлетика

 

5.24

Планка для прыжков в высоту

1

5.25

Стойка для прыжков в высоту

1

5.26

Флажки разметочные на опоре

1

5.27

Лента финишная

1

5.28

Дорожка разметочная для прыжков в длину с места

1

5.29

Рулетка измерительная (20м, 50м)

1

5.30

Номера нагрудные

25

 

Подвижные и спортивные игры

 

5.31

Комплект щитов баскетбольных с кольцами 2 и сеткой

2

5.32

Щиты баскетбольные навесные с кольцами I 2 и сеткой

2

5.34

Мячи баскетбольные для мини-игры

5

5.35

Сетка для переноса и хранения мячей

1

5.36

Жилетки игровые с номерами

25

5.37

Стойки волейбольные универсальные

2

5.38

Сетка волейбольная

1

5.39

Мячи волейбольные

5

5.40

Табло перекидное

1

5.41

Ворота для мини-футбола

2

5.42

Сетка для ворот мини-футбола

1

5.43

Мячи футбольные

5

5.44

Номера нагрудные

25

5.45

Ворота для ручного мяча

2

5.46

Мячи для ручного мяча

6

5.47

Компрессор для накачивания мячей

1

 

Туризм

 

5.48

Палатки туристские (двухместные)

5

5.49

Рюкзаки туристские

5

5.50

Комплект туристский бивуачный

К

 

Измерительные приборы

 

5.51

Пульсометр

1

5.52

Шагомер электронный

1

5.53

Комплект динамометров ручных

1

5.54

Динамометр становой

1

5.55

Ступенька универсальная (для степ-теста)

1

5.56

Тонометр автоматический

1

5.57

Весы медицинские с ростомером

1

 

Средства первой помощи

 

5.58

Аптечка медицинская

1

 

Дополнительный инвентарь

 

5.59

Доска аудиторная с магнитной поверхностью

1

6

Спортивные залы (кабинеты)

 

6.1

Спортивный зал игровой

1

6.2

Спортивный зал гимнастический

1

6.3

Зоны рекреации

1

6.4

Кабинет учителя

1

6.5

Подсобное помещение для хранения инвен­таря и оборудования

1

7

Пришкольный стадион (площадка)

 

7.1

Легкоатлетическая дорожка

1

7.2

Сектор для прыжков в длину

1

7.3

Сектор для прыжков в высоту

1

7.4

Игровое поле для футбола (мини-футбола)

1

7.5

Площадка игровая баскетбольная

1

7.6

Площадка игровая волейбольная

1

7.7

Гимнастический городок

1

7.8

Полоса препятствий

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Согласовано:

Протокол заседания методического объединения учителей начальных классов, и физкультуры    ____________________№ 1

Руководитель МО____Буймилова С.В

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

____________ Вечеря  Е.В

 

  От _________________________ года