Краснодарский край Абинский район п.Ахтырский

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №42

муниципального образования Абинский район

                                         

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______2013   года

Председатель педсовета

  _____________         ______

       подпись руководителя ОУ            Ф.И.О.

 

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

 

 

 

По    ___________________биологии___________________________________

Ступень обучения (класс) основное общее, 5-9  _____________________   

 

Количество часов ____280_             

Учитель     Беденко  Татьяна Васильевна_________________

 

Программа разработана на основе _примерной  программы по биологии федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобнауки России №1897 от 17 декабря 2010 г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            

 

 

 

 

 

  Пояснительная записка

 

Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ “Об образовании”;

Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897); Примерной программы по биологии (базовый уровнь) М,Просвещение,2010 г.с учетом авторской программы (авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.) И обеспечена учебником Т.С. Сухова   Биология : 5-6 классы : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 176 с.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают определённые особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивными, с точки зрения

решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе являются:

•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

•ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;

познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

•формирование у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе

Общая характеристика учебного предмета

 

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Примерная программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

·        Многообразие и эволюция органического мира,

·        Биологическая природа и социальная сущность человека,

·        Уровневая организация живой природы.

Содержание структуировано в виде трех разделов: “Живые организмы”, “Человек и его здоровье”, “Общие биологические закономерности”.

Раздел “Живые организмы” включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии,системе органического мира,растениях,животных,грибах,бактериях и лишайниках.

В разделе “Человек и его здоровье” содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности,особенностях психических процессов,социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела “Общие биологические закономерности” подчинено,во-первых, обобщению и систематизации того содержания,которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых,знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятияобщебиологическими закономерностями.

 

Описание места учебного предмета “Биология” в учебном плане.

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6 классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.

В соответствии с учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс “Окружающий мир”. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.В учебном плане МБОУ СОШ № 42 на изучение предмета “Биология” выделено 272ч. Учебный план выполняется в полном объеме за счет увеличения количества часов в разделах:

1) Живые организмы – на 22 часа;

2)Человек и его здоровье - на 5 часов;

3)Общие биологические закономерности - на 65  часов.

Таблица тематического распределение количества часов

 

Часы/ класс

5

6

7

8

9

В неделю

1

1

2

2

2

В год

34

34

68

68

68

Итого

272

 

 

Таблица тематического распределение количества часов

№п/п

Разделы темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

5кл

6кл

7кл

8кл

9 кл

1

Живые организмы

115ч

137

31

27

40

 

39

2

Человек и его здоровье

50ч

 55

-

-

-

55

-

3

Общие биологические закономерности

15ч

80

3

7

28

13

29

 

Итого

180ч

 272ч

34

34

68

68

68

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

     Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

5 класс

знание основных принципов и правил отно­шения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

 

6 класс

сформированность познавательных интере­сов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам

7 класс

сформированность познавательных интере­сов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

8 класс

реализация установок здорового образа жиз­ни;

 

9 класс

сформированность познавательных интере­сов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

5 класс

умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологи­ческую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анали­зировать и оценивать информацию, преобразовы­вать информацию из одной формы в другую;

6 класс

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выво­ды и заключения, структурировать материал, объ­яснять, доказывать, защищать свои идеи

7 класс

способность выбирать целевые и смысло­вые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

8 класс

умения адекватно использовать речевые сред­ства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

9 класс

овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выво­ды и заключения, структурировать материал, объ­яснять, доказывать, защищать свои идеи;

 

Предметными результатами освоения выпуск­никами основной школы программы по биологии являются:

5 класс

      В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков био­логических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов расте­ний, животных, грибов и бактерий; организма че­ловека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятель­ности организма; круговорот веществ и превраще­ния энергии в экосистемах);

      овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспери­ментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

      знание основных правил поведения в при­роде и основ здорового образа жизни;

.  В сфере трудовой деятельности:

      знание и соблюдение правил работы в каби­нете биологии;

      соблюдение правил работы с биологически­ми приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы

6 класс

В познавательной (интеллектуальной) сфере сравнение биологических объектов и про­цессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; при­способлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаи­мосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспери­ментов и объяснение их результатов.

      В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в при­роде и основ здорового образа жизни;

.  В сфере трудовой деятельности:

      знание и соблюдение правил работы в каби­нете биологии;

      соблюдение правил работы с биологически­ми приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности: освоение приемов выращивания и размножения культурных растений , ухода за ними;

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

7 класс

В познавательной (интеллектуальной) сфере: • выявление изменчивости организмов; при­способлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаи­мосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспери­ментов и объяснение их результатов.

      В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в при­роде и основ здорового образа жизни;

.  В сфере трудовой деятельности:

      знание и соблюдение правил работы в каби­нете биологии;

соблюдение правил работы с биологически­ми приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

 В сфере физической деятельности: освоение приемов выращивания домашних животных , ухода за ними;

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

8 класс

      В познавательной (интеллектуальной) сфере:приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животны­ми; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окру­жающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматиз­ма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

классификация — определение принадлеж­ности биологических объектов к определенной систематической группе;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспери­ментов и объяснение их результатов.

      В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в при­роде и основ здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

.  В сфере трудовой деятельности:

      знание и соблюдение правил работы в каби­нете биологии;

      соблюдение правил работы с биологически­ми приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В сфере физической деятельности:

  освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения-ми, укусах животных; при простудных заболева­ниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха\; проведения наблюдений за состоянием собствен­ного организма.

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

9 класс

В познавательной (интеллектуальной) сфере:объяснение роли биологии в практиче­ской деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере со­поставления отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения биологи­ческого разнообразия для сохранения биосферы;
механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у чело­ века, видообразования и приспособленности; различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на жи­вых объектах и таблицах органов цветкового рас­тения, органов и систем органов животных, расте­ний разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых гри­бов, опасных для человека растений и животных;

-сравнение биологических объектов и про­цессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспери­ментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере:

      анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

.  В сфере трудовой деятельности:

      знание и соблюдение правил работы в каби­нете биологии;

      соблюдение правил работы с биологически­ми приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

В эстетической сфере:

     овладение умением оценивать с эстетиче­ской точки зрения объекты живой природы.

 

Содержание учебного предмета

Живые организмы  (115ч)

Биология как наука. Роль биологии в практи­ческой деятельности людей. Разнообразие ор­ганизмов. Отличительные признаки представи­телей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, изме­рение, эксперимент. Клеточное строение орга­низмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биоло­гическими приборами и инструментами.Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бакте­рий в природе и жизни человека. Бактерии — воз­будители заболеваний. Меры профилактики забо­леваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики забо­леваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, ды­хание, удаление продуктов обмена, транспорт ве­ществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Много­образие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сель­скохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные.   Строение   животных.   Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раз­дражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообра­зие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйствен­ные и домашние животные. Профилактика забо­леваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов и правила ра­боты с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в рас­тении.

Изучение строения семян однодольных и двудоль­ных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

 Изучение одноклеточных животных.

 Изучение внешнего строения дождевого червя, на­блюдение за его передвижением и реакциями на раздра­жения.

Изучение строения моллюсков по влажным препа­ратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллек­циям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

Человек и его здоровье (50 ч)

Человек и окружающая среда. Природная и со­циальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строе­ние организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма че­ловека.

Опора и движение. Опорно-двигательная си­стема. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда орга­низма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антите­ла. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и ра­бота сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение ор­ганов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Забо­левания органов дыхания и их предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравле­нии угарным газом, спасении утопающего. Инфек­ционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная си­стема. Нарушения работы пищеварительной си­стемы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в ор­ганизме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углево­дов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилак­тика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделитель­ной системы. Заболевания органов мочевыдели-тельной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые желе­зы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВЙЧ-инфекция и ее профилак­тика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворе­ние, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма куре­ния, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие по­сле рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мы­шечное и кожное чувство. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жиз­недеятельности организма. Нервная система. Реф­лекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Осо­бенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темпера­мент и характер. Способности и одаренность. Меж­личностные отношения. Роль обучения и воспита­ния в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здоро­вого образа жизни. Укрепление здоровья: ауто­тренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и си­стемы органов. Факторы риска: стрессы, гиподи­намия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы \   Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического разви­тия. Выявление нарушений осанки и наличия плоско­стопия.

Микроскопическое строение крови человека и ля­гушки.

Подсчет пульса в разных условиях и измерение арте­риального давления.

Дыхательные движения. Измерение жизненной ем­кости легких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия

Происхождение человека.

Общие биологические закономерности(15 ч)

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых ор­ганизмов: неорганические и органические веще­ства, их роль в организме. Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мем­брана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, ва­куоли. Хромосомы. Многообразие клеток.  Обмен веществ и превращения энергии — при­знак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клет­ки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволю­ции. Движущие виды эволюции: наследственная из­менчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда—источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Эко­система. Взаимодействия разных видов в экосисте­ме (конкуренция, хищничество, симбиоз, парази­тизм). Пищевые связи  в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого веще­ства в биосфере. Роль человека в биосфере. Эко­логические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

 Изучение клеток и тканей растений и животных на готовых микропрепаратах и их описание.

 Выявление изменчивости организмов.

      Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах).

      Экскурсия

      Изучение и описание экосистемы своей местности.

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование

 

Темы

Основное содержание по темам

 

Количество

Часов

      Характеристика основных видов деятельности        ученика (на уровне учебных действий)

5

6

7

8

9

РАЗДЕЛ1. ЖИВЫЕ

ОРГАНИЗМЫ (115)

31

 

 

27

40

 

 

 

39

 

 

 

Введение (5)

 

Биология как наука. Роль биологии в практи­ческой деятельности людей. Методы биоло­гической науки. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами

2

1

1

 

 

1

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с   биологическими приборами и инстру­ментами, правила работы в кабинете биологии.

 

Клетка — основа строения и жизнедеятель­ности организ­мов (8)

 

Методы изучения клетки. Строение и хи­мический состав клетки. Процессы жиз­недеятельности клетки (питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).

4

 

1

 

3

Выделять существенные признаки строения и существенные жизне­деятельности клетки.

Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их.

 

Процессы жизнедеятель­ности организ­мов (42)

 

Обмен веществ. Питание. Способы питания организмов. Питание растений. Фотосинтез. Приспособленность растений к использова­нию энергии света, воды, углекислого газа. Значение фотосинтеза. Удобрения. Питание бактерий, грибов, животных. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в организмах, его значение. Пере­движение веществ в растении. Передвиже­ние веществ в организме животного. Кровь, ее значение. Кровеносная система живот­ных. Выделение продуктов обмена веществ из организма, его значение.

20

 

8

 

14

 

Выделять существенные признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ). Сравнивать процессы жизнедеятельности у разных организмов, делать выводы на основе сравнения.

Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизне­деятельности организмов и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тка­ней, органов, систем органов и их функциями.

Размножение, рост и разви­тие организ­мов (14)

 

Размножение, его роль в преемственно­сти поколений, расселении организмов. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие организмов

5

 

1

 

8

Выделять существенные признаки биологических процессов: роста,

развития, размножения.

Сравнивать бесполое и половое размножение, рост и развитие

организмов.

Проводить наблюдения за ростом и развитием организмов.

Регуляция про­цессов жизне­деятельности организмов (5)

Регуляция у растений. Нейро-гуморальная регуляция у животных. Поведение организ­мов. Значение регуляции процессов жизне­деятельности организма.

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

Выделять существенные признаки процессов регуляции жизнедея­тельности организма. Наблюдать и описывать поведение животных.

Многообразие организмов, их классифика­ция (24)

Классификация организмов. Вид. Отличи­тельные признаки представителей разных царств живой природы.

 

 

 

 

14

 

 

 

3

 

3

Выделять существенные признаки вида и представителей разных

царств природы.

Определять принадлежность биологических объектов к определенной

систематической группе (классифицировать).

Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения

устойчивости биосферы.

Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных,

делать выводы и умозаключения на основе сравнения.

Бактерии. Гри­бы. Лишайни­ки. Вирусы (6)

Бактерии, особенности строения и жизнеде­ятельности. Разнообразие бактерий. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Лишайники. Роль бактерий, грибов, лишайников в приро­де и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы.

 

 

6

 

 

 

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников.

Объяснять роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Освоить приемы оказания первой помощи при отравлении ядовиты­ми грибами.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблю­дения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, грибами, вирусами.

Многообразие растительного мира

 

(8)

Водоросли — одноклеточные и много­клеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование человеком. Риниофиты. Появление тканей. Мхи, строение и жизне­деятельность. Роль мхов в природе, хозяй­ственное значение. Папоротники, строе­ние и жизнедеятельность. Многообразие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового расте­ния, растения разных отделов, наиболее распространенные растения

 

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения.

Объяснять роль различных растений в жизни человека. Освоить приемы работы с определителями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, выращивания и размножения культурных растений.

 

 

 

 

 

 

 

папоротников, их роль в природе. Семенные растения. Особенности строения, жизнедея­тельности и многообразие голосеменных. Роль голосеменных в природе, использова­ние человеком. Покрытосеменные растения, особенности строения, жизнедеятельности, многообразие. Классы покрытосеменных. Важнейшие сельскохозяйственные культу­ры.

 

 

 

 

 

 

Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительно­го мира.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Многообразие животного мира (25)

Одноклеточные животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многооб­разие одноклеточных. Роль одноклеточных в природе и жизни человека. Многокле­точные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани, органы, системы органов. Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности, многооб­разие кишечнополостных. Рефлекс. Черви. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей. Меры предупрежде­ния заражения паразитическими червями. Моллюски. Особенности строения, жизне­деятельности, многообразие моллюсков. Членистоногие. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие члени­стоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль беспозвоночных в природе, их использо­вание человеком, охрана. Хордовые. Рыбы. Особенности строения, жизнедеятель­ность, многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообра­зие земноводных. Пресмыкающиеся.

Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и жизнедеятельности.

Многообразие птиц. Птицеводство. Млеко питающие. Особенности строения и жизне­деятельности. Многообразие млекопитаю­щих. Забота о потомстве. Животноводство. Роль в природе, практическое значение и охрана позвоночных животных.

 

 

2

 

19

 

 

4

Различать на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и классов, наиболее распространенных домашних животных, опасных для человека животных.

Сравнивать представителей разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Освоить приемы оказания первой помощи при укусах животных, выращивания и размножения домашних животных.

Оценивать с эстетической точки зрения представителей животного мира.

Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.

Находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Эволюция растений и животных (8)

Этапы эволюции органического мира. Эво­люция растений: от одноклеточных водорос­лей до покрытосеменных. Этапы развития животных: от одноклеточных к многоклеточ­ным, от беспозвоночных и позвоночным.

 

 

 

 

2

 

 

6

Приводить доказательства (аргументация) родства, общности проис­хождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставле­ния отдельных систематических групп).

Оценивать цель и смысл своих действий по отношению к объектам живой природы.

 

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (55)

 

 

 

 

55

 

 

Человек и окружающая среда(2)

Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

 

 

 

2

 

 

Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания челове­ка. Объяснять место и роль человека в природе.

Общие сведения об организме человека (2)

Место человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека. Био­логическая природа и социальная сущность человека.

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Приводить доказательства (аргументировать) родства человека с

млекопитающими животными.

Выделять существенные признаки организма человека, особенности

его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей,

органов и систем органов человека.

Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на

основе сравнения.

Различать на таблицах органы и системы органов человека.

Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах.

Опора и дви­жение (5)

Опорно-двигательная система. Профилак­тика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для форми­рования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека.

Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия.

На основе наблюдения определять гармоничность физического раз­вития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Освоить приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ (7)

Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции крови. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Имму­нитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кро­вяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

 

 

 

7

 

Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцина­ции и действия лечебных сывороток.

Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями.

Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической систем. Освоить приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание (4)

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газо­обмен в легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболева­ния и меры их профилактики. Вред  табакокурения. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

 

 

 

 

4

 

Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокуре­нием.

Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов.

Освоить приемы определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающе­го, простудных заболеваниях.

Питание (5)

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеваритель­ной системы и их профилактика.

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

Выделять существенные признаки процессов питания и пищеваре­ния.

Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики  нарушений работы пищеварительной системы.

 

Обмен веществ и превращения энергии в ор­ганизме (4)

Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональ­ное питание. Нормы и режим питания.

 

 

 

 

4

 

Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов.

Покровы тела (3)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

 

 

 

 

3

 

Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закалива­ния организма, ухода за кожей, волосами, ногтями.

Освоить приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах.

Выделение (3)

Выделение. Строение и функции мочевы-делительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма.

Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы.

Размножение и развитие (3)

Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Наследствен­ные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Разви­тие после рождения. Мочеполовые инфек­ции, меры их предупреждения.

 

 

 

 

3

 

Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека.

Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости со­блюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем; ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений.

Органы чувств (3)

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние.' Вкус.

 

 

 

 

3

 

Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики нарушений зрения и слуха.

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятель­ности (5)

Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, ме­ханизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

 

 

 

 

5

 

Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедея­тельности организма.

Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем.

Поведение и психика чело­века (5)

Безусловные рефлексы и инстинкты. Услов­ные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Па­мять. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

 

 

 

 

5

 

Выделять существенные особенности поведения и психики человека.

Здоровый  об­раз жизни (4)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, дви­гательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состоя­ние здоровья.

 

 

 

 

4

 

Освоить приемы рациональной организации труда и отдыха, проведе­ния наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюде­ния мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела.

Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять ее в виде доклада или реферата, уча­ствовать в обсуждении информации.

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружаю­щих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (80)

3

7

28

13

29

 

Отличительные признаки жи­вых организ­мов (18)

Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследствен­ность и изменчивость; эволюция; связь со средой.

1

1

4

3

9

Выделять отличительные признаки живых организмов.

Химический состав живых организмов (9)

Особенности химического состава живых ор­ганизмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме.

 

1

 

 

3

 

 

 

2

 

3

Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.

Клеточное строение орга­низмов (11)

Клеточное строение организмов как дока­зательство их родства, единства живой при­роды. Строение клетки; клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосо­мы. Многообразие клеток.

1

 

4

2

4

Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедея­тельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.

Обмен веществ и превращения энергии (12)

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыха­ние, транспорт веществ, удаление продуктов обмена в клетке и организме.

 

 

1

 

5

 

3

 

 

 

3

Выделять существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ в клетке и организме.

Размножение, рост и разви­тие (11)

Рост и развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная из­менчивость.

 

 

7

1

3

Выделять существенные признаки процессов роста, развития, раз­множения.

Объяснять механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие.

Система и эволюция органического мира (9)

Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — осново­положник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная из­менчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

 

 

 

5

 

 

4

Выделять существенные признаки вида.

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на кон­кретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды (10)

Среда — источник веществ, энергии и ин­формации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодей­ствия разных видов в экосистеме (конкурен­ция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распростра­нение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности чело­века в экосистемах.

 

 

5

 

 

2

 

 

3

Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговоро­та веществ и превращений энергии в экосистемах. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.

Приводить доказательства (аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности челове­ка в экосистемах и биосфере.

Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискус­сии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение учебного процесса

 

№п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

 

Книгопечатные продукция

 

1.

 

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

4.

Примерные  рабочие  программы .Биология, естествознание. М.:Просвещение,2010

 

Учебники

Сухова Т.С.,  Строганова В.И. Биология. Учебник 5- 6 класс. Вентана- Граф, 2012

Рабочие тетради

Cухова Т.С., Строганова В.И.Рабочая тетрадь. Биология 5-6 класс. Ч.1

Cухова Т.С., Строганова В.И.Рабочая тетрадь. Биология 5-6 класс. Ч.2

Методические пособия

Сухова, Строганов: Биология: 5-6 классы: методическое пособие. ФГОС

1

 

 

 

28

 

 

28

 

28

 

 

1

 

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

 

5.

Электронное сопровождение к учебнику “Биология”, 5-6 класс.

1

 

Технические средства обучения

 

6.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

1

1

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

 

7.

Термометры для измерения температуры воздуха, воды.

Лупа.

Микроскоп

Лабораторное оборудование для проведения опытов Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Модель “Торс человека с внутренними органами”.

1

1

1

1

1

 

 

1

 

Натуральные объекты

 

8

Коллекции полезных ископаемых.

Коллекции плодов и семян растений.

Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).

Живые объекты (комнатные растения).

1

1

10

 

10

 

Оборудование класса

 

9

Ученические столы одно- и двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

15

 

1

1

 

 

 

Планируемые результаты изучения курса “Биология, 5 класс”

Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опорным учебным материалом.

В структуре планируемых результатов выделяются:

•ведущие цели и основные ожидаемые результаты основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами предметов;

•планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и учебно-практические задачи:

- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

- применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и

объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

- использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять

взаимосвязи);

- ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в

природе.

Учащийся: получит возможность научиться:

•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

•выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

•осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

•ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

•находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;

•выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедея-тельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопа-ющего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

 

Список учебно – методической литературы

Дополнительной литературы для учителя:

Закон РФ “Об образовании”;

ФГОС (базовый уровни);

Примерной программы по биологии (базовый уровнь);

Требования к оснащению учебного процесса по биологии;

Федеральный перечень учебных пособий, допущенных к использованию в учебном процессе. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012

Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова

Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.

Учебные издания серии “Темы школьного курса” авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

“Опорные конспекты по биологии”. Москва, “ИНФРА-М”, 2000

Сухова Т.С. “Биология. Тесты. 6 -11 классы”. Москва, “Дрофа”, 2000

Дополнительная литература для учащихся:

Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.

Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –528с.: ил.

Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.

“Я познаю мир: Детская энциклопедия” под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

“Энциклопедия для детей. Биология” под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

Интернет-ресурсы:

http://festival.1september.ru/

http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6,7,8 -klass.html

 

 

Согласовано

Протокол заседания МО учителей

 

От    29.08.2013г.          1

 

________________/ И.П. Ногина

подпись руководителя МО        расшифровка подписи

 

Согласовано

заместитель директора по УВР

 

________________/  _____________

               подпись                             расшифровка                            

                ___________