Краснодарский край Абинский район п.Ахтырский
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №42
муниципального образования Абинский район
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета
протокол №__
от ______2013 года
Председатель
педсовета
_____________ ______
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
По
___________________биологии___________________________________
Ступень обучения (класс) основное
общее, 5-9 _____________________
Количество часов ____280_
Учитель Беденко Татьяна Васильевна_________________
Программа разработана на основе _примерной программы по биологии федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(приказ Минобнауки России №1897 от 17 декабря
Пояснительная
записка
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ “Об
образовании”;
Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года
№ 1897); Примерной программы по биологии (базовый уровнь) М,Просвещение,2010
г.с учетом авторской программы (авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.
Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова
Биология: 5–9 классы : программа. — М. : Вентана-Граф, 2012.
— 304 с.) И обеспечена учебником Т.С. Сухова
Биология : 5-6 классы : учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений / Т.С. Сухова, В.И. Строганов. — М. : Вентана-Граф, 2012. — 176 с.
Цели
биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном,
метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам
освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического
образования являются общими для основной и старшей школы и определяются
социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития —
ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и
социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации вызывают
определённые особенности развития современных подростков). Наиболее
продуктивными, с точки зрения
решения задач
развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого,
глобальные цели формируются с учётом рассмотрения биологического образования
как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее
общими и социально значимыми.
С учётом
вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 5 классе
являются:
•социализация
обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений,
обеспечивающая
включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм,
ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к
познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей,
накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого,
биологическое образование призвано обеспечить:
•ориентацию в
системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и
здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие
познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе;
познавательных
качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы,
формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение
ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной,
ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование
у обучающихся познавательной куль туры, осваиваемой в процессе
Общая характеристика учебного предмета
Курс биологии
на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников
представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции,
человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом
культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить
содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и
эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для
повседневной жизни и практической деятельности.
Примерная
программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:
·
Многообразие и эволюция органического мира,
·
Биологическая природа и социальная сущность человека,
·
Уровневая организация живой природы.
Содержание структуировано
в виде трех разделов: “Живые организмы”, “Человек и его здоровье”, “Общие
биологические закономерности”.
Раздел “Живые организмы”
включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их
многообразии,системе органического мира,растениях,животных,грибах,бактериях и
лишайниках.
В разделе “Человек и его
здоровье” содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении
человеческого организма, процессах жизнедеятельности,особенностях психических
процессов,социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела “Общие
биологические закономерности” подчинено,во-первых, обобщению и систематизации
того содержания,которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в
основной школе; во-вторых,знакомству школьников с некоторыми доступными для их
восприятияобщебиологическими закономерностями.
Описание места
учебного предмета “Биология” в учебном плане.
Биология в основной школе
изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за 5 лет обучения
составляет 280, из них 35 (1ч в неделю) в 5 классе, 35 (1ч в неделю) в 6
классе, по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.
В соответствии с учебным
планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
“Окружающий мир”. По отношению к курсу биологии он является пропедевтическим.В
учебном плане МБОУ СОШ № 42 на изучение предмета “Биология” выделено 272ч.
Учебный план выполняется в полном объеме за счет увеличения количества часов в
разделах:
1) Живые организмы – на
22 часа;
2)Человек и его здоровье
- на 5 часов;
3)Общие биологические
закономерности - на 65 часов.
Таблица тематического распределение
количества часов
Часы/ класс |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
В неделю |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
В год |
34 |
34 |
68 |
68 |
68 |
Итого |
272 |
Таблица тематического распределение
количества часов
№п/п |
Разделы
темы |
Количество часов |
||||||
Примерная программа |
Рабочая программа |
Рабочая программа по классам |
||||||
5кл |
6кл |
7кл |
8кл |
9 кл |
||||
1 |
Живые организмы |
115ч |
137 |
31 |
27 |
40 |
|
39 |
2 |
Человек и его здоровье |
50ч |
55 |
- |
- |
- |
55 |
- |
3 |
Общие биологические закономерности |
15ч |
80 |
3 |
7 |
28 |
13 |
29 |
|
Итого |
180ч |
272ч |
34 |
34 |
68 |
68 |
68 |
Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса
Деятельность образовательного учреждения
общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение
обучающимися следующих личностных результатов:
5 класс |
знание основных принципов и правил
отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и
здоровьесберегающих технологий; |
6 класс |
сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам |
7 класс |
сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического
отношения к живым объектам. |
8 класс |
реализация установок здорового
образа жизни; |
9 класс |
сформированность познавательных интересов и мотивов,
направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать,
строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.);
эстетического отношения к живым объектам. |
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии
являются:
5 класс |
умения работать с разными источниками биологической
информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать
информацию из одной формы в другую; |
6 класс |
овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи |
7 класс |
способность выбирать целевые и
смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих; |
8 класс |
умения адекватно использовать
речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать
разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою
позицию. |
9 класс |
овладение составляющими исследовательской и проектной
деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать
гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить
эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять,
доказывать, защищать свои идеи; |
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии
являются:
5 класс |
• В
познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение существенных признаков биологических
объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений,
животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы)
и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание,
выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция
жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в
экосистемах); • овладение методами биологической
науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: • знание основных правил поведения в
природе и основ здорового образа жизни; . В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в
кабинете биологии; • соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели,
лупы, микроскопы). В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы |
6 класс |
В познавательной (интеллектуальной)
сфере сравнение
биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения; • выявление изменчивости
организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток,
тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами
биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и
процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их
результатов. • В
ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни; . В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в
кабинете биологии; • соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели,
лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности: освоение
приемов выращивания и
размножения культурных растений , ухода за ними; В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы. |
7 класс |
В познавательной (интеллектуальной)
сфере: • выявление
изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов
взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями
строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями; овладение методами биологической
науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов. • В
ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни; . В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в
кабинете биологии; соблюдение
правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные
иглы, скальпели, лупы, микроскопы). В сфере физической
деятельности: освоение приемов выращивания домашних животных , ухода за ними; В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы. |
8 класс |
• В
познавательной (интеллектуальной) сфере:приведение доказательств (аргументация) родства
человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей
среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний,
вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма,
стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха,
инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических
объектов к определенной систематической группе; овладение методами биологической
науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов. • В
ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе и основ
здорового образа жизни; анализ и оценка последствий деятельности человека в
природе, влияния факторов риска на здоровье человека. . В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в
кабинете биологии; • соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели,
лупы, микроскопы). В сфере физической деятельности: • освоение
приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения-ми,
укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах,
спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха\; проведения
наблюдений за состоянием собственного организма. В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы. |
9 класс |
В
познавательной (интеллектуальной) сфере:объяснение роли биологии в практической
деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности
происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп): роли различных организмов в жизни человека; значения
биологического разнообразия для сохранения биосферы; -сравнение
биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на
основе сравнения; овладение методами биологической
науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка
биологических экспериментов и объяснение их результатов. В ценностно-ориентационной сфере: • анализ и оценка последствий
деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. . В сфере трудовой деятельности: • знание и соблюдение правил работы в
кабинете биологии; • соблюдение правил работы с
биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы,
микроскопы). В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы. В
эстетической сфере: • овладение умением оценивать с эстетической
точки зрения объекты живой природы. |
Содержание
учебного предмета
Живые организмы
(115ч)
Биология как наука. Роль биологии в практической
деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей
разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение,
эксперимент. Клеточное строение организмов.
Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и
инструментами.Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни
человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний,
вызываемых бактериями.
Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные
и ядовитые. Оказание приемов первой помощи при отравлении грибами. Лишайники.
Роль лишайников в природе и жизни человека.
Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры
профилактики заболеваний. Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы
жизнедеятельности: обмен веществ и превращения энергии, питание, фотосинтез, дыхание,
удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов
жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие
растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные
и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека.
Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и
исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение
растений в процессе эволюции.
Животные. Строение
животных. Процессы
жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие.
Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы
хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и
домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение
животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания.
Охрана редких и исчезающих видов животных.
Лабораторные и практические работы
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение
органов цветкового растения.
Изучение
строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение
строения водорослей.
Изучение строения
мхов (на местных видах).
Изучение
строения папоротника (хвоща).
Изучение
строения голосеменных растений.
Изучение строения покрытосеменных
растений.
Изучение
строения плесневых грибов.
Вегетативное
размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего
строения дождевого червя, наблюдение за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение
строения рыб.
Изучение строения
птиц.
Изучение
строения куриного яйца.
Изучение
строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и
роль членистоногих в природе.
Разнообразие
птиц и млекопитающих.
Человек и его здоровье (50 ч)
Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания
человека. Защита среды обитания человека.
Общие сведения об организме человека. Место человека в
системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение
организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения
организма человека.
Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма.
Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и
мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.
Транспорт
веществ. Внутренняя среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и
лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови.
Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки.
Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс.
Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
Дыхание.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в
легких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их
предупреждение. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом,
спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред
табакокурения.
Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы
пищеварительной системы и их профилактика.
Обмен веществ и превращения энергии в организме.
Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков,
углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.
Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в
терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания первой помощи
при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.
Выделение. Строение и функции выделительной системы.
Заболевания органов мочевыдели-тельной системы и их предупреждение.
Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки.
Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика.
ВЙЧ-инфекция и ее профилактика. Наследственные заболевания.
Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие.
Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя,
наркотиков. Роды. Развитие после рождения.
Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения
зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное
чувство. Обоняние. Вкус.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности
организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система.
Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и
эндокринной систем и их предупреждение.
Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные
рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные
отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.
Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил
здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение.
Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.
Лабораторные
и практические работы \ Строение клеток и тканей.
Строение и
функции спинного и головного мозга.
Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Подсчет пульса в разных условиях и измерение артериального давления.
Дыхательные движения. Измерение жизненной емкости легких.
Строение и работа органа зрения.
Экскурсия
Происхождение
человека.
Общие биологические закономерности(15 ч)
Отличительные признаки живых
организмов.
Особенности химического состава живых организмов: неорганические и
органические вещества, их роль в организме. Клеточное строение организмов.
Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма,
пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток. Обмен веществ и превращения энергии — признак
живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов
обмена в жизнедеятельности клетки и организма.
Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое
размножение. Половые клетки. Оплодотворение. Наследственность и изменчивость —
свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Система и
эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки
вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции:
наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде
обитания. Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда—источник веществ,
энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме
(конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и
превращения энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В.И.Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы
биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в
биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в
экосистемах.
Лабораторные и практические работы
Изучение клеток и тканей растений и
животных на готовых микропрепаратах и их описание.
Выявление
изменчивости организмов.
Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных
примерах).
Экскурсия
Изучение и описание экосистемы своей
местности.
Тематическое
планирование
Темы |
Основное содержание по
темам |
Количество Часов |
Характеристика основных видов
деятельности ученика (на уровне
учебных действий) |
|||||||||||
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
||||||||||
РАЗДЕЛ1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ (115) |
31 |
27 |
40 |
|
39 |
|
||||||||
Введение (5) |
Биология
как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы биологической науки. Правила работы
в кабинете биологии,
правила работы с биологическими приборами |
2 |
1 |
1 |
|
1 |
Объяснять
роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы
с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. |
|||||||
Клетка — основа строения и жизнедеятельности организмов
(8) |
Методы
изучения клетки. Строение и химический состав клетки. Процессы жизнедеятельности клетки (питание,
дыхание, транспорт
веществ, выделение). |
4 |
|
1 |
|
3 |
Выделять существенные
признаки строения и существенные жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах и
микропрепаратах части и органоиды клетки. Наблюдать
части и органоиды клетки под микроскопом и описывать их. |
|||||||
Процессы
жизнедеятельности организмов (42) |
Обмен
веществ. Питание. Способы питания организмов. Питание растений. Фотосинтез.
Приспособленность растений к использованию энергии света, воды, углекислого газа. Значение фотосинтеза.
Удобрения. Питание бактерий,
грибов, животных. Дыхание, его роль в жизни организмов. Передвижение веществ в организмах, его
значение. Передвижение
веществ в растении. Передвижение веществ в организме животного. Кровь, ее значение.
Кровеносная система животных. Выделение продуктов обмена веществ из организма, его значение. |
20 |
|
8 |
|
14 |
Выделять существенные
признаки биологических процессов (обмен веществ, питание, дыхание, выделение,
транспорт веществ). Сравнивать процессы
жизнедеятельности у разных организмов, делать выводы на основе
сравнения. Ставить биологические
эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности
организмов и объяснять их результаты. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей,
органов, систем органов и их функциями. |
|||||||
Размножение, рост и развитие организмов (14) |
Размножение,
его роль в преемственности поколений, расселении организмов. Бесполое и половое
размножение. Рост и развитие организмов |
5 |
|
1 |
|
8 |
Выделять существенные
признаки биологических процессов: роста, развития,
размножения. Сравнивать
бесполое и половое размножение, рост и развитие организмов. Проводить
наблюдения за ростом и развитием организмов. |
|||||||
Регуляция процессов жизнедеятельности организмов (5) |
Регуляция
у растений. Нейро-гуморальная регуляция у животных. Поведение организмов. Значение регуляции
процессов жизнедеятельности организма. |
|
|
5 |
|
|
Выделять
существенные признаки процессов регуляции жизнедеятельности организма. Наблюдать и описывать поведение
животных. |
|||||||
Многообразие
организмов, их классификация (24) |
Классификация
организмов. Вид. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. |
|
14 |
3 |
|
3 |
Выделять существенные
признаки вида и представителей разных царств природы. Определять
принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе
(классифицировать). Объяснять
значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей
отдельных групп растений и животных, делать
выводы и умозаключения на основе сравнения. |
|||||||
Бактерии.
Грибы. Лишайники. Вирусы (6) |
Бактерии,
особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий. Грибы, особенности строения и
жизнедеятельности. Многообразие
грибов. Лишайники. Роль
бактерий, грибов, лишайников в природе
и жизни человека. Вирусы — неклеточные формы. |
|
6 |
|
|
|
Выделять существенные
признаки строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, лишайников. Объяснять роль бактерий,
грибов и лишайников в природе и жизни человека. Различать
на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приемы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых
бактериями, грибами, вирусами. |
|||||||
Многообразие
растительного мира (8) |
Водоросли — одноклеточные и
многоклеточные. Строение,
жизнедеятельность, размножение. Роль
водорослей в природе, использование человеком. Риниофиты. Появление
тканей. Мхи, строение и жизнедеятельность.
Роль мхов в природе, хозяйственное
значение. Папоротники, строение и
жизнедеятельность. Многообразие |
|
4 |
|
|
|
Различать
на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее
распространенные растения Сравнивать представителей
разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Объяснять
роль различных растений в жизни человека. Освоить
приемы работы с определителями, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями,
выращивания и размножения культурных растений. |
|||||||
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|||||||||||
|
папоротников,
их роль в природе. Семенные растения. Особенности строения, жизнедеятельности и многообразие
голосеменных. Роль голосеменных в
природе, использование человеком. Покрытосеменные растения, особенности
строения, жизнедеятельности, многообразие.
Классы покрытосеменных. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. |
|
|
|
|
|
Оценивать с эстетической
точки зрения представителей растительного мира. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики
заболеваний, вызываемых растениями. Находить информацию о растениях в научно-популярной
литературе, биологических
словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. |
|||||||
Многообразие животного мира
(25) |
Одноклеточные
животные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Роль
одноклеточных в
природе и жизни человека. Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Ткани,
органы, системы органов.
Кишечнополостные. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие
кишечнополостных. Рефлекс. Черви. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие червей. Меры
предупреждения
заражения паразитическими червями. Моллюски. Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие
моллюсков. Членистоногие.
Особенности строения, жизнедеятельности, многообразие членистоногих. Инстинкты. Пчеловодство. Роль беспозвоночных в природе, их
использование
человеком, охрана. Хордовые. Рыбы. Особенности строения, жизнедеятельность, многообразие рыб.
Рыболовство и рыбоводство.
Земноводные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных.
Пресмыкающиеся. Особенности
строения и жизнедеятельности, многообразие пресмыкающихся. Птицы. Особенности строения и
жизнедеятельности. Многообразие
птиц. Птицеводство. Млеко питающие. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие млекопитающих. Забота о потомстве.
Животноводство. Роль
в природе, практическое значение и охрана
позвоночных животных. |
|
2 |
19 |
|
4 |
Различать на живых объектах
и таблицах органы и системы органов животных; животных разных типов и
классов, наиболее распространенных домашних животных, опасных для человека
животных. Сравнивать представителей
разных групп животных, делать выводы на основе сравнения. Освоить приемы
оказания первой помощи при укусах животных, выращивания и размножения
домашних животных. Оценивать с эстетической
точки зрения представителей животного мира. Приводить доказательства
необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. Находить информацию о
животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и
справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в
другую. |
|||||||
Эволюция растений и животных (8) |
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных
водорослей
до покрытосеменных. Этапы развития животных: от одноклеточных к многоклеточным, от
беспозвоночных и позвоночным. |
|
|
2 |
|
6 |
Приводить
доказательства (аргументация) родства, общности происхождения и эволюции растений и
животных (на примере сопоставления
отдельных систематических групп). Оценивать
цель и смысл своих действий по отношению к объектам живой природы. |
|||||||
РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО
ЗДОРОВЬЕ (55) |
|
|
|
55 |
|
|
||||||||
Человек и окружающая среда(2) |
Природная
и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека. |
|
|
|
2 |
|
Приводить
доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости
здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания
человека. Объяснять место и роль человека
в природе. |
|||||||
Общие сведения об организме человека (2) |
Место
человека в системе органического мира. Черты сходства и отличия человека и животных. Строение организма
человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.
Биологическая
природа и социальная сущность человека. |
|
|
|
2 |
|
Приводить
доказательства (аргументировать) родства человека с млекопитающими животными. Выделять
существенные признаки организма человека, особенности его
биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов
человека. Сравнивать
клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать
на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать
и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах. |
|||||||
Опора
и движение (5) |
Опорно-двигательная
система. Профилактика
травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры.
Первая помощь при
травмах опорно-двигательной системы. |
|
|
|
5 |
|
Выделять
существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять
влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязи
между строением и функциями клеток, тканей
и органов опорно-двигательной системы. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения
осанки и развития плоскостопия. На
основе наблюдения определять гармоничность физического развития, нарушения осанки и наличие плоскостопия. Освоить приемы оказания первой помощи при
травмах опорно-двигательной системы. |
|||||||
Транспорт веществ (7) |
Внутренняя
среда организма, значение ее постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Состав и функции
крови. Группы крови.
Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки.
Лечебные сыворотки.
Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приемы оказания первой помощи при
кровотечениях. |
|
|
|
7 |
|
Выделять
существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и
переливания крови, иммунитета, вакцинации
и действия лечебных сывороток. Выявлять
взаимосвязи между особенностями строения клеток крови и их функциями. Наблюдать
и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. Приводить доказательства
(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы
кровеносной и лимфатической систем. Освоить приемы измерения пульса, кровяного давления,
оказания первой помощи при кровотечениях. |
|||||||
Дыхание (4) |
Дыхание.
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена органов дыхания.
Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Инфекционные заболевания и меры их профилактики.
Вред табакокурения. Приемы оказания
первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
|
|
|
4 |
|
Выделять
существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких
и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики
легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах
органы дыхательной системы. Находить в
учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в
виде рефератов, докладов. Освоить
приемы определения жизненной емкости легких; оказания первой помощи при отравлении
угарным газом, спасении утопающего,
простудных заболеваниях. |
|||||||
Питание (5) |
Питание.
Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика. |
|
|
|
5 |
|
Выделять
существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать
на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства
(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики
нарушений работы пищеварительной системы. |
|||||||
Обмен веществ и превращения энергии в организме (4) |
Пластический
и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины.
Рациональное питание.
Нормы и режим питания. |
|
|
|
4 |
|
Выделять
существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений
обмена веществ в организме и развития
авитаминозов. |
|||||||
Покровы
тела (3) |
Строение
и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приемы оказания
первой помощи при
травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма. |
|
|
|
3 |
|
Выделять
существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства
(аргументация) необходимости закаливания
организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Освоить
приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах. |
|||||||
Выделение (3) |
Выделение.
Строение и функции мочевы-делительной системы. Органы выделения. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение. |
|
|
|
3 |
|
Выделять
существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать
на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства
(аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной
системы. |
|||||||
Размножение
и развитие (3) |
Половые
железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путем, их
профилактика. ВИЧ-инфекция
и ее профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование.
Оплодотворение и внутриутробное
развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие
после рождения. Мочеполовые инфекции,
меры их предупреждения. |
|
|
|
3 |
|
Выделять
существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять
механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся
половым путем;
ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных
заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции,
оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений. |
|||||||
Органы
чувств (3) |
Органы
чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение.
Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувство. Обоняние.' Вкус. |
|
|
|
3 |
|
Выделять
существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить
доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. |
|||||||
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (5) |
Нервная
система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их
действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение. |
|
|
|
5 |
|
Выделять
существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Различать
на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем. |
|||||||
Поведение
и психика человека (5) |
Безусловные
рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление.
Внимание. Память.
Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одаренность. Межличностные отношения. Роль
обучения и воспитания
в развитии поведения и психики человека. |
|
|
|
5 |
|
Выделять
существенные особенности поведения и психики человека. |
|||||||
Здоровый образ жизни (4) |
Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы
органов. Факторы
риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья. |
|
|
|
4 |
|
Освоить
приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием
собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Овладеть умением оценивать с эстетической точки
зрения красоту человеческого тела. Находить
в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять ее
в виде доклада или реферата, участвовать
в обсуждении информации. Анализировать
и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье
человека. |
|||||||
РАЗДЕЛ 3. ОБЩИЕ
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ (80) |
3 |
7 |
28 |
13 |
29 |
|
||||||||
Отличительные
признаки живых организмов (18) |
Признаки
живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен
веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость;
эволюция; связь со средой. |
1 |
1 |
4 |
3 |
9 |
Выделять
отличительные признаки живых организмов. |
|||||||
Химический состав живых организмов (9) |
Особенности
химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества. Роль воды, минеральных солей, углеводов, липидов, белков в организме. |
1 |
|
3 |
2 |
3 |
Сравнивать
химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения. |
|||||||
Клеточное строение организмов (11) |
Клеточное
строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Строение клетки;
клеточная оболочка, плазматическая
мембрана, цитоплазма, пластиды, вакуоли, митохондрии. Хромосомы. Многообразие клеток. |
1 |
|
4 |
2 |
4 |
Выделять
существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать
на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между
строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых
микропрепаратах. |
|||||||
Обмен веществ и превращения энергии (12) |
Обмен
веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Питание, дыхание, транспорт веществ,
удаление продуктов обмена в клетке и
организме. |
|
1 |
5 |
3 |
3 |
Выделять
существенные признаки процессов обмена веществ и превращений энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта веществ
в клетке и организме. |
|||||||
Размножение,
рост и развитие (11) |
Рост и
развитие организмов. Размножение. Половое и бесполое размножение. Половые клетки.
Оплодотворение. Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и
ненаследственная изменчивость. |
|
|
7 |
1 |
3 |
Выделять
существенные признаки процессов роста, развития, размножения. Объяснять
механизмы наследственности и изменчивости. Сравнивать изменчивость и
наследственность, половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и
развитие. |
|||||||
Система и эволюция органического мира (9) |
Вид —
основная систематическая единица. Признаки вида. Ч.Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная
изменчивость,
борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов,
приспособленность организмов к среде
обитания. |
|
|
5 |
|
4 |
Выделять существенные
признаки вида. Объяснять
формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных
примерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания
(на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. |
|||||||
Взаимосвязи
организмов и окружающей среды (10) |
Среда
— источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная
организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в
экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в
экосистеме. Круговорот веществ и
превращения энергии. Биосфера — глобальная
экосистема. В.И.Вернадский —
основоположник учения о биосфере.
Границы биосферы. Распространение
и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека
в экосистемах. |
|
5 |
|
2 |
3 |
Выделять существенные
признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращений энергии в
экосистемах. Объяснять значение
биологического разнообразия для сохранения биосферы. Приводить доказательства
(аргументация) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил
отношения к живой природе. Выявлять типы
взаимодействия разных видов в экосистеме. Анализировать и оценивать
последствия деятельности человека в природе. Наблюдать и описывать
экосистемы своей местности. Выдвигать
гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах
и биосфере. Овладеть
умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных
экологических проблем. |
|||||||
Материально-техническое
обеспечение учебного процесса
№п/п |
Наименование объектов и средств
материально-технического обеспечения |
Кол-во |
|
Книгопечатные продукция |
|
1. 2. 3. 4. |
Примерные
рабочие программы .Биология,
естествознание. М.:Просвещение,2010 Учебники Сухова Т.С.,
Строганова В.И. Биология. Учебник 5- 6 класс. Вентана- Граф, 2012 Рабочие тетради Cухова Т.С., Строганова В.И.Рабочая тетрадь. Биология
5-6 класс. Ч.1 Cухова Т.С., Строганова В.И.Рабочая тетрадь. Биология
5-6 класс. Ч.2 Методические пособия Сухова, Строганов: Биология: 5-6 классы:
методическое пособие. ФГОС |
1 28 28 28 1 |
|
Компьютерные и информационно-коммуникативные
средства |
|
5. |
Электронное сопровождение к учебнику “Биология”, 5-6
класс. |
1 |
|
Технические средства обучения |
|
6. |
Персональный компьютер. Мультимедийный проектор. |
1 1 |
|
Учебно-практическое и учебно-лабораторное
оборудование |
|
7. |
Термометры для измерения температуры воздуха, воды. Лупа. Микроскоп Лабораторное оборудование для проведения опытов
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, террариум, клетка для птиц,
предметы ухода за растениями и животными. Модель “Торс человека с внутренними органами”. |
1 1 1 1 1 1 |
|
Натуральные объекты |
|
8 |
Коллекции полезных ископаемых. Коллекции плодов и семян растений. Гербарии культурных и дикорастущих растений (с
учетом содержания обучения). Живые объекты (комнатные растения). |
1 1 10 10 |
|
Оборудование класса |
|
9 |
Ученические столы одно- и двухместные с комплектом
стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических
материалов, пособий и пр. |
15 1 1 |
Планируемые результаты изучения курса “Биология,
5 класс”
Система планируемых результатов: личностных,
метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта
представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и
учебно-практических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения
системой учебных действий и опорным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяются:
•ведущие цели и основные ожидаемые результаты
основного общего образования, отражающие такие общие цели, как формирование
ценностно-смысловых установок, развитие интереса; целенаправленное формирование
и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся средствами
предметов;
•планируемые результаты освоения учебных и
междисциплинарных программ, включающих примерные учебно-познавательные и
учебно-практические задачи:
- характеризовать особенности строения и
процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их
практическую значимость;
- применять методы биологической науки для
изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами,
ставить несложные биологические эксперименты и
объяснять их результаты, описывать биологические
объекты и процессы;
- использовать составляющие исследовательской и
проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства,
классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
- ориентироваться в системе познавательных
ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных
источников; последствия деятельности человека в
природе.
Учащийся: получит возможность научиться:
•соблюдать правила работы в кабинете биологии, с
биологическими приборами и инструментами;
выращивания и размножения культурных растений,
домашних животных;
•выделять эстетические достоинства объектов живой
природы;
•осознанно соблюдать основные принципы и правила
отношения к живой природе;
•ориентироваться в системе моральных норм и
ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности
жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное
отношение к объектам живой природы);
•находить информацию о растениях и животных в
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках,
анализировать, оценивать её и переводить из од ной формы в другую;
•выбирать целевые и смысловые установки в своих
действиях и поступках по отношению к живой природе.
Выпускник
научится:
• характеризовать
особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов
(клеток, организмов), их практическую значимость;
• применять
методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить
наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты
и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;
• использовать
составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых
организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять
взаимосвязи);
• ориентироваться
в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах,
получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.
Выпускник
получит возможность научиться:
• соблюдать правила работы в
кабинете биологии, с
биологическими приборами и инструментами;
• использовать приёмы оказания
первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах
животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения
культурных растений, домашних
животных;
• выделять эстетические достоинства
объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные
принципы и правила отношения
к живой природе;
• ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её
проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к
объектам живой природы);
• находить информацию о растениях и
животных в
научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать,
оценивать её и переводить из
одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые
установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Выпускник
научится:
• характеризовать
особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их
практическую значимость;
• применять
методы биологической науки при изучении организма человека: проводить
наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные
биологические эксперименты и объяснять их результаты;
• использовать
составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма
человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными,
сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедея-тельности организма человека;
выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов,
систем органов и их функциями;
• ориентироваться
в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека,
получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье
человека.
Выпускник
получит возможность научиться:
• использовать на практике приёмы
оказания первой помощи
при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении
утопа-ющего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за
состоянием собственного организма;
• выделять эстетические достоинства
человеческого тела;
• реализовывать установки здорового
образа жизни;
• ориентироваться в системе
моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
• находить в учебной и
научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в
виде устных
сообщений, докладов, рефератов, презентаций;
• анализировать и оценивать целевые
и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью
своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.
Общие
биологические закономерности
Выпускник
научится:
• характеризовать
общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;
• применять
методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей:
наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей
местности;
• использовать
составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих
биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить
доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки
живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических
процессов;
• ориентироваться
в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности
человека в природе, получаемую из разных источников;
• анализировать
и оценивать последствия деятельности человека в природе.
Выпускник
получит возможность научиться:
• выдвигать гипотезы о возможных
последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
• аргументировать свою точку зрения
в ходе дискуссии по
обсуждению глобальных экологических проблем.
Список учебно –
методической литературы
Дополнительной литературы для учителя:
Закон РФ “Об образовании”;
ФГОС (базовый уровни);
Примерной программы по биологии
(базовый уровнь);
Требования к оснащению учебного
процесса по биологии;
Федеральный перечень учебных пособий,
допущенных к использованию в учебном процессе. Рабочая программа ФГОС БИОЛОГИЯ
Москва Издательский центр Вентана-Граф 2012
Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С.
Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова
Биология: 5–9 классы : программа. —
М. : Вентана-Граф, 2012. — 304 с.
Учебные издания серии “Темы школьного
курса” авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
“Опорные конспекты по биологии”.
Москва, “ИНФРА-М”, 2000
Сухова Т.С. “Биология. Тесты. 6 -11
классы”. Москва, “Дрофа”, 2000
Дополнительная литература для
учащихся:
Артамонов В.И. Редкие и исчезающие
растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989.
383С.: ил.
Биология и анатомия: Универ. Энцикл.
Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. –528с.: ил.
Верзилин Н.М. По следам Робинзона:
книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
Губанов И.А. Энциклопедия природы
России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
Энциклопедия для детей. Т 3.
География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
Энциклопедия для детей. Т. 4.
Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2001.
“Я познаю мир: Детская энциклопедия”
под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
“Энциклопедия для детей. Биология”
под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.
Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/
http://www/science.up-lif.ru/biologiya-6,7,8
-klass.html
Согласовано Протокол заседания МО
учителей От 29.08.2013г. №
1 ________________/ И.П. Ногина подпись
руководителя МО расшифровка
подписи |
Согласовано заместитель директора по
УВР ________________/
_____________ подпись расшифровка
___________ |