Абинский район

 МОУ СОШ № 42.

 

 

 

 

«Развитие творческого потенциала учащихся в научно-исследовательской деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель химии

Ногина И.П.

 

 

 

 

 

                                п. Ахтырский

                                    2013 год.

 

Рецензия на работу

«Развитие творческого потенциала учащихся

в научно-исследовательской деятельности»

 

Ногина Ирина Петровна, учитель первой категории, хорошо известна в районе как  организатор научно-исследовательской работы  учащихся.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятия учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим, способствуют привитию интереса к  предмету. Включение в проектную деятельность позволяет развивать творческий потенциал учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время. На уроках химии ребята получают задания, имеющие проектную и региональную направленность.

Под   руководством Ногиной И.П. учащиеся школы занимались научными проектами:

- исследование образцов нефти, воды и почвы Ахтырско-Бугундырского месторождения (10-11кл.);

-исследование продуктов питания и загрязнения воздуха (7-10кл.);

-первые химические опыты и исследование закона М.В. Ломоносова (5-6кл).

Учащиеся Ногиной И.П. удостоены дипломами I- II степени на РНПК и ЗНПК, имеются сертификаты участника краевой МСХАУК и  КНПК «Эврика». На всероссийских конкурсах «Национальное достояние России» научные проекты «Охрана окружающей среды в нефтяной промышленности»

и «Анализ чипсов» отмечены дипломами II степени, помещены в «Сборнике Тезисов», докладов участников всероссийских конкурсов «Национальное достояние России».

Ногина Ирина Петровна вносит значительный вклад в обучение и развитие одаренных учащихся. Ногина И.П.  награждена благодарственным  письмом департамента образования и науки от 21.04.2011г. за подготовку призёра краевого конкурса исследовательских работ старшеклассников. Многие её ученики после окончания школы успешно завершают курс обучения в высших учебных заведениях и впоследствии творчески используют полученные знания по химии на практике.

Работа представляет теоретический и  практический интерес для учителей- предметников.

 

                                                                                     Завуч по учебной части

                                                                                              МБОУ СОШ№ 42

                                                                                                   Вечеря Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

                         Включение в проектную деятельность позволяет развивать творческий потенциал учащихся,  как на уроках, так и во внеурочное время. На территории поселка Ахтырского расположено нефтегазодобывающее предприятие НГДП-3. При изучении в 10-11 классах темы «Природные источники углеводородов и их выделения из сырья», я обязательно использую материал об освоении нефтяных месторождений Абинского района. В поселке проживают трудовые династии нефтяников, поэтому учащиеся знакомы с этим вопросом не понаслышке.  Более того, учащиеся сами готовят небольшие сообщения о составе, добыче нефти и газа в нашей местности.

 

На уроках химии ребята получают задания, имеющие проектную и региональную направленность:

1. Как человек своей хозяйственной деятельностью оказывает влияние на природу своей местности (положительно или отрицательно)?

2.Соберите информацию о добыче нефти в нашем районе.

2. Перечислите пути попадания  нефти в реки, моря. Какие меры принимаются в нашей местности по охране водных ресурсов.

3. Какие бывают виды транспортировки нефти? Какой из видов транспортировки нефти преобладает в нашей местности?

4. «Нефть – не топливо, можно топить и ассигнациями»

(Д.И. Менделеев). Раскройте смысл этого выражения.

5. Какие мероприятия по защите окружающей среды обязано проводить предприятие, представляющие потенциальную опасность ее загрязнения?

6. Назовите мероприятия, направленные на ликвидацию экологической безграмотности. Как решаются эти вопросы у нас в школе, поселке.

7.  Ты – глава администрации поселка. Что бы ты сделала для ликвидации неорганизованных свалок.

8. Ты  - эколог. Используя местный материал, предложи программу оздоровления нашего поселка.

Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятия учебной информации более активным, целостным, эмоциональным, творческим, способствуют привитию интереса к  предмету. Наиболее заинтересованные учащиеся получают задания творческого характера: происхождение поселка нефтяников, открытие нефтяных месторождений, исследование образцов нефти, воды и почвы своего поселка, вопросы охраны окружающей среды.

 

В организации научно–исследовательской деятельности учащихся выделяется  несколько этапов:

-мотивация научно–исследовательской работы;

-выбор школьником направления исследования;

-постановка задач исследования;

-фиксирование и предварительная обработка данных;

-обсуждение результатов исследования;

-оформление результатов работы;

-презентация;

-представление научно–исследовательской работы на НПК.

Научно-практическая конференция учащихся  представляет собой отчетное мероприятие работы школьного научного общества «Эрудит».  На ней выступают учащиеся с результатами своих научно-исследовательских работ. Работы, представляемые на конференции, оцениваются по единым критериям (актуальность,  использованные методы исследований, реализация поставленных в начале работы целей и задач, оформление, презентация).

Проекты учащихся, занявшие на школьной конференции призовые места, направляются на районную научно-практическую конференцию.

 Для выполнения научных проектов учащиеся знакомились с деятельностью научно-исследовательской лабораторией, с работой представителей нефтяной промышленности: геолога, нефтяника, инженера-исследователя, эколога, лаборанта. Особое внимание я  обращаю на экологическую, практическую и исследовательскую направленность работ.

В рамках целевой программы «Одарённые дети» являюсь организатором научных проектов учащихся:

             В проектной  работе  Осипенко Сергея, Харченко Ксении («Абино-Украинское месторождение» 2005 г) собраны общие сведения о нефтяных месторождениях, исследованы образцы нефти и составлены рекомендации по использованию нефти на основе полученной физико-химической характеристики нефти.

             Гарнагин  Юрий исследовал   работы Д.И. Менделеева по переработке нефти.  («Д.И. Менделеев и нефтеперерабатывающие технологии» 2006).      

              Научный проект Ивченко Марины, Тур Дмитрия, Февралевой Ирины содержит вопросы охраны окружающей среды, исследование образцов почвы и речной воды, взятых на площади и за пределами месторождения, сравнительный физико-химический анализ взятых образцов  пластовой воды и почвы («Охрана окружающей среды в нефтяной промышленности» 2008г.).                    Бублей Лина знакомилась со спецификой работы инженера-химика на основе научно-исследовательской лаборатории нефти и газа ИЛ-2; занималась физико-химическим анализом проб нефти и воды, провела экспериментальное    использование СМС для удаления нефтяных загрязнений. («Анализ образцов нефти и воды» 2009г.).

      Работы представляет теоретический и  практический интерес для выпускников - будущих исследователей-нефтяников.

 

 В процессе выполнения экологических проектных работ Возная Елена

(«Анализ продуктов питания») и Мартиди  Валерия («Анализ чипсов») занимались качественным и количественным анализом продуктов питания, осознанным подбором рациона питания.

 Полупанова Александрина  исследовала уровень загрязнения воздуха в нашей местности автомобильным транспортом и произвела химический анализ проб растений, взятых на разной удаленности от трассы  («Исследование загрязнения воздуха нашей местности транспортом»)

 

 Тема проекта: «Исследования загрязнения воздуха нашей местности транспортом».

 

Предметы: экология, биология, химия

Актуальность темы   настоящей работы мотивируется экологическим загрязнением воздуха автомобильным транспортом, вредным воздействием автомобильных выхлопов на здоровье человека.

 

Цели проекта: определить уровень загрязнения воздуха нашей местности             автомобильным транспортом, выявить наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива.

 

Способы сбора информации:

 

1. Изучить литературу о загрязнении воздуха автомобильным транспортом.

2. Изучить влияние загрязнения атмосферы на человека, растительный и животный мир.

3. Экспериментально определить уровень загрязнения  нашей местности автомобильным транспортом на разных участках дороги.

4. Экспериментально определить наличие свинца, поступающего в окружающую среду из автомобильного топлива, проведя изучение растений, растущих поблизости шоссейных дорог.

5. Выявить отношение учащихся к проблемам загрязнения воздуха.

6. Составление рекомендаций по улучшению состояния атмосферного воздуха.

 

Методика проведения исследования:

 

Работа проводится четырьмя группами учащихся. Первая группа находит общую информацию по основным проблемам региона; вторая группа – выявляет влияние промышленности; третья группа – влияние транспорта; четвертая группа – влияние бытовых выбросов на загрязнение воздуха.

Каждая группа учащихся должна обобщить информацию по следующим параметрам:

·        основные загрязнители, входящие в состав выбросов;

·        время пребывания веществ в атмосфере;

·        влияние загрязнений на организм человека, растений, животных;

·        меры по очистке атмосферного воздуха от конкретных загрязнителей.

                     В проектной работе юниора Буймиловой Надежды представлен материал по выполнению химических опытов в домашних условиях и как мы используем их в быту («Мои первые химические опыты».) Юниор Михайленко Андрей выполнил научно – исследовательский проект  «Исследование закона  М.В.  Ломоносова».

 

        Научные проекты учащихся были заслушаны на школьных, районных научно-практических конференциях, а также на всероссийском уровне.

Учащиеся  удостоены дипломами I- II степени на РНПК и ЗНПК, имеются сертификаты участников краевой МСХАУК и  КНПК «Эврика».

На всероссийских конкурсах «Национальное достояние России» научные проекты «Охрана окружающей среды в нефтяной промышленности» и «Анализ чипсов» отмечены дипломами II степени, помещены в «Сборнике Тезисов», докладов участников всероссийских конкурсов «Национальное достояние России»

Делилась опытом работы по теме «Привитие интереса к химии через исследовательскую деятельность  учащихся» на  районных методических объединениях учителей химии (ноябрь 2008г. и апрель 2010). Опыт получил признание  и  используется учителями, о чём свидетельствуют положительные отзывы учителей района. Многие мои ученики после окончания школы успешно завершают курс обучения в высших учебных заведениях и впоследствии творчески используют полученные знания на практике.

Как руководитель научных проектов учащихся имею благодарственное письмо от имени учредителей  ХХII Всероссийской конференции обучающихся  «Национальное достояние России» (2007г.) Награждена благодарственным  письмом департамента образования и науки от 21.04.2011г. за подготовку призёра краевого конкурса исследовательских работ старшеклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты научно-практической деятельности учащихся.

 

ФИО учащегося

класс

Название

 научного проекта

Уровень

мероприятия

результат

Осипенко Сергей, Харченко Ксения.

11

«Абино-Украинское месторождение»

2005г.

РНПК

I место

Гарнагин Юрий

11

   «Д.И. Менделеев и нефтеперерабатывающие технологии»

2006г.

РНПК

I место

   

 Ивченко Марина,

Тур Дмитрий,

Февралева Ирина.

 

11

 

«Охрана окружающей среды в нефтяной промышленности»

 

             2007г.

 

РНПК

 

Всероссийский конкурс «Национальное достояние России»

Москва.

 

I место

 

Лауреат

(заочный  тур)

III  м.

(очный тур)

 «Сборник Тезисов»

 

Возная Елена.

 

 

10

«Экология  продуктов питания. Чипсы».

2008г.

 

РНПК

 

II место

 

Мартиди Валерия

7

 

 

 

«Анализ чипсов».

 

2008г.

Всероссийский конкурс «Национальное достояние России» Москва.

Лауреат

(заочный  тур)

II  место

(очный тур)

«Сборник Тезисов».

Полупанова Александрина

 

 

10

«Исследование загрязнения воздуха нашей местности транспортом».

2008г.

РНПК

ЗНПК

Краевая  МСХАУК.

Краснодар

I место

III место

 

Сертификат

Участника

 

 

 

ФИО учащегося

класс

Название

 научного проекта

Уровень

мероприятия

результат

Бублей Лина

11

«Анализ образцов нефти и воды».

2009г.

РНПК

ЗНПК

Краевая НПК

«Эврика» Краснодар.

I место

I место

Сертификат

участника

 

Буймилова

Надежда

6

«Мои первые   химические опыты» 2009г.

 

 РНПК

ЗНПК

 

   I место Юниор.

II место Юниор.

Михайленко Андрей.

6

«Исследование закона  М.В.  Ломоносова».2010г.

РНПК

 

 

II место Юниор.

 

 

МАртиди Валерия

10

«О решении экологических проблем, связанных с защитой окружающей среды от загрязнения нефтепродуктами»

2010-2011 год

РНПК  - II место

ЗНПК -   I место

Краевой  заочный конкурс исследовательских работ старшеклассников, посвященный 100-летию со дня рождения Н.К. Байбакова - II место