Урок гражданственности
Тема урока «Мои права и обязанности»

Организационный момент
- Здравствуйте! Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой… Вот мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на самую капельку, стала радостнее и интереснее. Думаю, и урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.

Повторение
- Итак сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях. А что такое права человека? Постарайтесь дать наиболее полное определение. - Какой организацией и в каком году была провозглашена Всеобщая декларация прав человека? ( ООН, в 1948 г.) - Сегодня в гости к вам, ребята, пришел Зеленый Человек с корзиной выращенных им цветов. Он приглашает вас отправится в путешествие в город Правовой Культуры. Я предлагаю отправится на воздушном шаре. А чтобы воздушные шары поднимались в ввысь, наполним их вашими знаниями.

Начинается игра «Поможем Зеленому Человечку наполнить воздушный шар»
На доске вывешиваются иллюстрации к сказкам, на их обратной стороне отрывки из сказок. Учитель поочередно вызывает детей к доске. Отрывок зачитывается.(Используются отрывки: А.Пушкин «Сказка о царе Салтане», И.Крылов. Басня «Мартышка и очки», П.Ершов «Конек- горбунок». Правильно ответивший ученик награждается цветочком из корзины Зеленого Человечка. Названный отрывок прочитывается с таблички, которая крепится на доску. Собранные вместе таблички составляют изображение воздушного шара.
-Молодцы! И воздушный шар собрали, и повторили изученный материал. А теперь пора и в путь. Ура! Мы летим в город Правовой культуры!

Проводим физкультминутку.
- Поприветствуйте легкий ветерок, несущий нас. Глубоко вдохните свежий ветерок (вдох). Движениями покажите летящую птицу, кружащиеся листья…
-Наша школа постепенно удаляется. Позади остается парк, стадион, речка… Кстати, а каком году был основан наш поселок? (1863) Сосчитайте возраст поселка.
- Кто несет ответственность за ваше развитие, обучение и воспитание? - Правильно, родители! И в Конвенции ООН о правах ребенка идет об этом речь (ст. 27)
-Однако не все зависит от родителей. Во многом ответственны за свои поступки и вы сами. Ваша задача сейчас – вырасти достойными людьми, уважаемыми окружающими.

Изучение нового материала
Разъяснение Закона Краснодарского края № 1539 – КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае»

Торжественное вручение ребятам «Ученических билетов»

-Наш воздушный шар медленно приземляется в городе Правовой Культуры на улице Обязанностей.
- Как по вашему, что такое обязанности?
-Послушайте как раскрывает значение этого слова толковый словарь Ожегова.
-У каждого человека есть право на жизнь, свободу, поиски счастья. Одновременно у каждого есть и обязанности.
Каждый человек должен быть честным по отношению к людям, всегда помогать им и никого не обижать. Даже самые маленькие дети имеют определенные обязанности. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные, и они проявляются повсюду – в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное – помнить о своих обязанностях.

Игра «Как ты знаешь свои обязанности?»
-Я предлагаю посоревноваться и узнать, ребята из какого ряда знают больше обязанностей школьников. Одновременно с этим украсим город цветами. Правильно ответившие ученики прикрепляют вырезанные из бумаги цветочки на плакат с изображением города. Ученики первого ряда украшают город желтыми цветами, второго ряда – синими, третьего – красными.
-Выполнять устав школы.
-Выполнять требования учителя, работников школы, дежурных.
-Выполнять распорядок дня, технику безопасности, санитарно – гигиенические требования.
-Прилежно учится, проявлять самостоятельность.
-Беречь школьное здание, оборудование.
-Придерживаться правил культурного поведения.
-Уважать права других, не подвергать жизнь и здоровье других опасности.
-Следить за культурой речи.
В конце игры выделить лучший ряд по числу ответов.

-Наша современная жизнь такова, что необходимо твердо помнить следующие правила:
Твои права кончаются там,
Где начинаются обязанности.
Твои права кончаются там,
Где начинаются права другого.

Закрепление материала.
Работа над пословицами.
- Воспитание таких качеств личности, как прилежание, ответственное отношение к учебе, аккуратность невозможно без собственного труда. А какой сейчас ваш основной труд?
- Правильно, учеба! Мудрые пословицы – достоинство и ум русского народа. Вот некоторые из них, связанные с учебой и трудом.

Мир освещается… , а человек… .
Красна птица… , а человек… .
Ученье и труд… .
Надо учиться, чтобы… .

- Закончите пословицы, объясните как вы их понимаете.

- Недавно ученые с удивлением открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают все наоборот. Им дают полезные советы: « Умывайтесь по утрам» - они берут и не умываются. Им говорят: « Здоровайтесь!» - они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные советы, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Вот советы Г. Остера для непослушных детей.
-Советы писателя подтверждают еще одно важное правило. Прочитайте его хором…
Поступай по отношению к другим так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.

Итог
-Приветствую вас в стенах родной школы! А вот один из учащихся школы – Мазила. Кто из вас похож на него?
- Что–то Мазила забыл о своих обязанностях. Д давайте поможем ему стать настоящим учеником – напомним, какими важными качествами должен обладать школьник.

Кроссворд 1) Качество человека, любящего говорить правду.
2) Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности.
3) Антоним существительному «неряшливость».
4) Качество учтивого человека, соблюдающего правила приличия.
5) Качество человека с высоко развитым чувством долга.
- Какое слово выделилось?
- Молодцы. Правильно назвали необходимые для настоящего ученика качества.
В заключение отмечаются дети, активно работавшие в течение всего урока.



Hosted by uCoz