Тема самообразования: «Использование современных
технологий в обучении истории и
обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».
Одним из приоритетных направлений
современного российского образования является формирование интеллектуально
развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным
представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в
условиях информационного пространства общества. Для реализации новых стандартов, нужно, прежде
всего, сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего
мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки – это не получение отвлеченных от жизни
знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной
информации и способы ее применения в реальной жизни. слайд
Поэтому необходимым условием профессиональной деятельности
педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой
учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и
тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися
условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в
самореализации.
Мною разрабатывается и ежегодно обновляется
собственная система самообразования. Она представлена совокупностью следующих
компонентов: слайд-схема
1.
Мотивационно-целевой.
Формируя и, образно говоря,
«подогревая» мотивацию, в первую очередь система нацелена на удовлетворение потребностей,
побуждающих учителя к самообразованию:
·
необходимость
поиска и анализа новой информации;
·
соответствие
современным требованиям;
·
конкуренция;
·
общественное
мнение;
·
интерес
к делу.
2.
Содержательный
Определяется образовательным стандартом
и закономерным желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше
3.
Инструментально-технологический- совокупность технологий, методов, форм и
приемов моей педагогической деятельности.
4.
Организационный компонент – это педагогическое
творчество и мастерство. То самое, которое позволяет сделать уроки не похожим
один на другой, запоминающимся и уникальным.
5. Рефлексивно-оценочный
компонент
– тот результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей
собственной и моих учеников.
Темой моего самообразования является «Использование
современных технологий в обучении
истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования».
На
основании выбранной темы я разработала личный план работы над поставленной перед
собой проблемой. слайд-схема
В этом
плане прописаны цели, задачи, предполагаемый результат, этапы работы, сроки
выполнения каждого этапа, действия, проводимые в процессе работы над темой, а также способ демонстрации результата
проделанной работы
В
соответствии с темой самообразования я изучаю
и внедряю современные педагогические технологии, формы, методы и приемы
обучения.
Мне оказалась близка по духу педагогика
сотрудничества. Я использую систему
деятельностного метода обучения, одна из форм
которого «обучение в команде». Большой интерес у учащихся вызывает групповая работа, так
как она дает радость творчества, ощущение своего роста, приращение знаний,
уверенность в себе. Безусловно, не на каждом уроке
возможно использовать приемы, формы, методы групповой работы. Как правило,
я их использую на уроках изучения нового
материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и
обобщения. слайд Особый интерес у ребят 5 –х классов вызывают уроки-соревнования. А в 6 и 7 классе при изучении темы «Основные сословия российского
общества» ребята не только выделяют основные категории населения и дают их характеристику, но
и получают творческое задание представить быт и нравы сословий. слайд Я считаю, что данная технология не только способствует
повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает
становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
С
групповым подходом к обучению (с деятельностным методом обучения) органично
сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов всегда
предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой –
интегрирование умений и знаний из различных областей.
слайд
Используя метод проектов, я формирую ключевые компетенции учащихся: умение
планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет
необходимо во взрослой жизни.
На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность
школьника при изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках часто использую
элементы поисково - исследовательской
технологии.
Часто,
применяя поисково - исследовательскую технологию, я использую метод опережающего задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации
через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы
с различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение
анализировать различную информацию. слайды Закономерным итогом подобной работы становится приобретение
новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания
научно-исследовательских работ и участия в различных конкурсах и олимпиадах.
Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Я
применяю компьютерные технологии обучения потому, что это позволяет мне
видоизменять процесс преподавания и рационально организовывать познавательную
деятельность. Использую следующие типы информационных средств обучения:
презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники,
тесты в режиме онлайн.
Каждая деятельность бессмысленна, если в
ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. Слайд-схема Одним из
результатов самообразования учителя является повышение качества преподавания предмета. Самый главный результат для меня – это
непрекращающийся интерес и любовь учащихся к преподаваемым мною дисциплинам –
истории и обществознанию. Положительным результатом моей работы являются
то, что за последние три года в классах, которых я работаю, наблюдается
ежегодная позитивная динамика среднегодовой оценки и качества знаний учащихся
по истории и обществознанию. В течение 4
лет в качестве экзамена по выбору обществознание выбирают 95% учащихся.
Результаты итоговой аттестации выпускников по истории и обществознанию имеют
положительную динамику.
Не менее важной составляющей процесса самообразования и его результатом является участие в обмене
опытом, его распространение.
Поэтому я систематически выступаю на педагогических
советах, заседаниях районного и школьного методических объединений. В феврале 2012 г. проводила мастер-класс в
рамках краевых курсов повышения квалификации учителей истории
и обществознания Слайд
В 2012 г. заняла
2 место на краевом этапе Всероссийского
конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» - гуманитарное
направление.
Свой опыт работы
я размещаю в краевых и муниципальных органах печати журналы
Самым эффективным
способом показать результаты учительского творчества является размещение
материалов в сети Интернет. Это позволяет учителю аккумулировать свои работы в
некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть
работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и
обсудить. Поэтому я систематически размещаю свои материалы на различных сайтах. Слайд
Ежедневно я добываю
знания из различных источников, использую эти знания в профессиональной
деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. слайд-схема К
этим источникам знаний относятся: курсы повышения квалификации, мероприятия по
обмену опытом, телевидение, Интернет, литература (как методическая, научно-публицистическая,
так и художественная), экскурсии и путешествия.
Весь
материал, собранный в процессе самообразования, я разделяю на отдельные темы и сохраняю на
электронных носителях, а также в личной методической библиотечке.
Моя работа по
самообразованию постоянно продолжается,
потому что каждый год меняются дети, а
значит, меняется мой подход к урокам.
На следующем
этапе своей педагогической деятельности я планирую самообразование по новой
теме, связанной с переходом на новый федеральный стандарт.
Закончить свое выступление я бы хотела словами
- Наши знания никогда не
могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен