УТВЕРЖДАЮ

Председатель Управляющего совета

______________Г. М. Зубенко

« » 2011 г.



СОГЛАСОВАНО

Директор школы

______________ М. Е. Бойкова

« » 2011 г



Программа развития


муниципального бюджетного

Общеобразовательного Учреждения

Средней Общеобразовательной Школы №42

муниципального образования

абинский район


ШКОЛА, ГДЕ УЧАТ БЫТЬ НУЖНЫМ



на период 2011-2015 года




Программа развития принята на педагогическом совете МБОУ СОШ №42

протокол № ____ от 25 февраля 2011 года



Программа развития утверждена на Управляющем совете МБОУ СОШ № 42

протокол № _____ от __________2011 года




пос. Ахтырский

2011 год

«Как много нужно, чтобы создать таких людей,

которые были бы истинно нужны

нынешнему времени»

Н.В. Гоголь


Школа, где учат быть нужным

В современном образовательном пространстве всё более актуальной становится идея развития внешних связей образовательного учреждения. Школа становится открытым социальным институтом, всё более востребованным в обществе. Возникает необходимость установления партнерских взаимоотношений с другими школами, учреждениями среднего специального и высшего образования, различными социальными институтами.

Концепция модернизации российского образования до 2020 года и стратегия-инициатива «Наша новая школа» выделяют несколько приоритетных направлений развития образовательных учреждений. В этом контексте одним из центральных звеньев может стать модель ресурсного центра, которая будет формироваться во всем пространстве экономики РФ. Под ресурсным центром понимается образовательная организация, целью деятельности которой является удовлетворение социально-образовательных потребностей личности, общественных организаций и государственной власти. Следовательно, необходимым в работе школы становится выход в социум, расширение сферы коммуникации и партнерства, превращение образовательного учреждения в ресурсный центр.

Одной из приоритетных в работе школы является задача формирования человека с устойчивой системой духовно-нравственных ценностей, гуманного, востребованного обществом, ответственного за свой выбор, активного позитивного преобразователя, способного общаться с людьми и компетентно ориентироваться в меняющейся социальной ситуации.

Однако, решая эту задачу, школа столкнулась с рядом трудностей:

1.Гармоничному развитию современного ребенка препятствует масса возникающих у него эмоциональных, психологических, интеллектуальных и социальных проблем, вызванных агрессивностью социальной среды, в которой он находится.

2.Социальное, национальное и культурное расслоение, всё более усиливающееся в российском обществе, приводит к возникновению у ребенка дополнительных психологических проблем.

3. Снижение общего культурного уровня населения приводит к возникновению колоссальных коммуникативных проблем у детей и подростков.

В процессе реализации Программы развития МОУ СОШ №42 на 2006-2010 гг. были выявлены основные специфические проблемы школы, которые необходимо решать на следующем этапе ее развития:

- расширение возможностей для реализации творческого потенциала детей;

Для преодоления возникших проблем и трудностей необходима деятельность школы в следующих направлениях:

- компьютеризация учебно-воспитательного процесса и системы управления;

- валеологизация учебно-воспитательного процесса;

- работа с одаренными детьми;

- развитие технической направленности;

- совершенствование воспитательной системы через развитие дополнительного образования;

- работа органов ученического и родительского самоуправления,



дальнейшее развитие существующей в школе гибкой системы образовательного процесса, позволяющей максимально учесть пожелания и потребности и учащихся и их родителей;

- расширение сфер деятельности социально-психологической службы;

- разработка учебной программы «Самосовершенствование личности»;

- совершенствование деятельности «Школы творческого педагога».

Формирование гуманистического мировосприятия невозможно без хорошей базы. В 2008 году в школе были практически полностью обновлены учебные кабинеты начальных классов, математики, биологии, истории, русского языка и литературы. Была продумана и расширена система общешкольных воспитательных мероприятий. В 2010 году в школе начал опробирование проект создания единого воспитательного пространства. К ставшим уже традиционными для школы предметным декадам, фестивалю «Зажги свою звезду», фестивалю солдатской песни, концерту для юбилейных выпусков на вечере встречи и др., были добавлены и новые мероприятия - театрализованное открытие школьного этапа научно-практической конференции, Час атамана, интеллектуальные викторины по разным областям человеческой деятельности.

Из всего вышесказанного следует, что ключевой проектной идеей данной программы становится необходимость создания на базе школы социокультурного молодежного центра « Я – САМ!». Эта идея особенно актуальна, так как социокультурный центр отсутствует в настоящее время в нашем поселке. В создании реального и виртуального пространства, позволяющего самосовершенствоваться личности, реализовать потребность саморазвития, школа видит свою миссию на данном этапе развития.

Приоритетная цель работы школы – сделать обучающегося деятельным участником собственного духовно-нравственного и культурного развития в рамках создания социокультурного молодежного центра «Я – сам !».



Основополагающие принципы, на которых строится программа:

Ожидаемые результаты

для школы

1. Повышение качества образования (критерий оценки – диагностика успеваемости учащихся, продукты проектной и экспериментальной деятельности, анкеты обучающихся).

2. Качественно новый уровень воспитательных мероприятий школы, сохранение и преумножение школьных традиций (критерий оценки – опросы и отзывы всех участников образовательного процесса).

3. Усиление работы школьной социально-психологической службы (критерий оценки – данные анкетирований, соц. опросов и диагностик социально-психологической службы).

4. Увеличение числа желающих участвовать в различных творческих тематических конкурсах, акциях, мероприятиях внутри и вне стен школы, организуемых учащимися самостоятельно ( критерий оценки – данные мониторингов).

5. Развитие исследовательского мышления и коммуникативно-речевых навыков школьников (критерий оценки - увеличение числа проектов, повышение качества их исполнения и презентации, желание участвовать в организуемых диспутах, семинарах, конференциях).

для поселка

Создание социокультурного молодежного центра позволит учащимся разных школ реализовать себя в самых разных направлениях деятельности. Обмен творческими работами через интернет, проведение тематических исследований, участие в научно-практических конференциях, театральном фестивале – всё это будет способствовать развитию непосредственного и виртуального научного общения детей и подростков, не ограниченного пределами класса и школы.

Немаловажным является и тот факт, что социокультурный центр даст возможность участвовать в любых организуемых проектах детям с ограниченными физическими возможностями здоровья. Школа длительное время сотрудничает с «Абинским центром социальной помощи семье и детям Росинка», и мы видим, насколько важным и полезным является для учащихся школы и ребят из «Росинки» совместное общение. Привлечение к сотрудничеству в рамках планируемого центра различных социокультурных организаций поселка и района (библиотеки, музея, общественных организаций и пр.), а также создание культурно-информационного центра на базе школы, обеспечивающего проведение тематических мероприятий на качественно новом уровне, будут способствовать развитию системы партнерства и станут фактором «открытости» школы обществу.


Краткий анализ ресурсной базы для реализации программы развития.


1.Образовательный процесс.

Профилизация в школе начинается на второй ступени образования в 8 классе. Профильность на старшей ступени образования осуществляется за счет открытия двух профильных классов: экономико-математического и социально-экономического – и существующей в них системы элективных курсов, которая реализуется с 9-го класса.

Широко развита в школе система дополнительного образования: отделение хореографии и художественная студия детской школы искусств пос. Холмского, студия эстрадных танцев, театральный кружок, вокальное и хоровое пение, спортивные секции школьного спортивного клуба и других спортивных школ - та база, благодаря которой является возможным существование целой системы тематических мероприятий (театральные постановки, выставки поделок, танцевальные номера, творческие работы учащихся и пр.) на внутришкольном уровне.

Существование идеи, объединяющей урочную и внеурочную деятельность учащихся, создает целостное образовательно-воспитательное пространство, позволяющее достигать намеченных целей и эффективно развиваться в меняющихся социальных условиях.

2.Воспитательная система.

Воспитательная система школы базируется на многолетних традициях образовательного учреждения. Развитие воспитательной концепции образовательного учреждения за счет расширения аудитории воспитательных мероприятий социокультурного молодежного центра станет логичным продолжением школьных традиций. Одним из направлений воспитательной работы школы является сотрудничество школы и центра «Росинка». Совместные концерты, турслеты, брейн-ринги, интеллектуальные игры способствуют социальной адаптации и развитию толерантности школьников. Расширение аудитории создаваемого социокультурного молодежного центра за счет детей-инвалидов – важный и необходимый шаг на пути инклюзивного образования.

3.Экспериментальная и инновационная деятельность.

На базе школы работают две экспериментальные площадки - муниципальная по теме «Роль деятельностного метода в формировании компетентностей младших школьников» и федеральная по теме «Преемственность ступеней образования при введении основного образовательного стандарта нового поколения (на примере образовательной программы «Школа-2100»)».

В рамках МЭП ведется апробация курса «Учись учиться» в 1-4 классах школы. Продуктом этой площадки являются творческие разработки и рекомендации учителей-экспериментаторов, а также сценарии внеклассных мероприятий избранной тематики.

В рамках ФЭП осуществляется сетевое взаимодействие со школами, входящими в площадку, представляются мониторинги и анализы реализации школьных программ по русскому языку и литературе, географии и биологии.

Экспериментальная и проектная работа школы - огромное подспорье для создаваемого социокультурного центра различной направленности:

4.Кадры.

Школа обладает значительным кадровым потенциалом, позволяющим решать планируемые задачи. Численность педагогического коллектива школы – 30 человек (29 штатных работников, 1 внешний совместитель). Среди них один кандидат наук, 9 отличников народного образования и почетных работников отрасли, 23 педагога высшей квалификации, 1 лауреат Премии Президента Российской Федерации (2007 год), 4 лауреата конкурса лучших классных руководителей, 2 соискателя на премию Президента Российской Федерации (2009 год). В школу приходят новые педагоги, в том числе и молодые специалисты. Возвращаются в школу учителями выпускники, сейчас в коллективе работают 16 наших выпускников.

Психологические анкетирования и диагностики («Уровень социальной креативности», методика Торренса и пр.) показывают готовность педагогического коллектива школы к творческой деятельности для решения сформулированных в Программе развития целей. Однако присутствует и такой момент как «эмоциональное выгорание» ( 2 человека).

5.Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение школы дает возможность реализации всех задуманных проектов (20 учебных кабинетов, компьютерный класс, два спортивных зала, библиотека, буфет-доготовочная, школьный двор (с огороженной территорией) и т.д.) Однако создание социокультурного центра должного уровня требует создания культурно-информационного центра, объединяющего компьютерный зал для индивидуальной и групповой работы, библиотеку и медиатеку, создание школьной телестудии и школьного радиоузла, создание актового зала.

Основные функции планируемого информационного центра:

  1. информационное обеспечение и трансляция проводимых семинаров, конференций и пр.;

  2. обеспечение проведения концертных, театральных и праздничных мероприятий на высокохудожественном творческом уровне;

  3. создание тематических видеороликов и аудиозаписей;

  4. организация интернет-общения участников проектов;

  5. сбор, хранение и обработка информации (сочинений, рецензий, рисунков и пр.) конкурсов различных направлений и уровней, различных диагностических и мониторинговых данных.

Создание информационного центра – насущная потребность школы: недостаточная информационная обеспеченность до сих пор является фактором, препятствующим развитию.

6.Месторасположение школы.

Школа расположена в центре поселка. Непосредственная близость от культурно-досугового центра, музыкальной школы, стадиона дает школе дополнительные возможности по организации внеклассной и воспитательной работы учащихся, а также установлению партнерских отношений с различными культурно-просветительскими организациями.

7. Интернет-ресурсы.

www.radugasosch42narod.ru - официальный сайт школы.

Все компьютеры школы завязаны в единую локальную сеть на сервере школы, имеется выход в сеть интернет со всех учебных кабинетов и из библиотеки школы. Планируется введение электронного дневника учащегося, электронных журналов, единой базы данных и единой формы отчетности.

Стратегия реализации концептуальной идеи




























Этапы реализации программы

этапы

задачи этапа

мероприятия

результат

продукт

сроки

реализации

ответственные

способ распространения информации, возможность тиражирования результатов

1.Подготовительный,

до 01 сентября 2011 года

Анализ ресурсов школы и планирование работы для реализации программы.

1.Самоанализ УВП.

2.Составление плана работы по реализации программы развития.

Определение ресурсной базы, четкое структурирование деятельности.

Данные мониторинга (таблицы, схемы, отчеты, психологические диагностики), план работы

Март-август 2011 года

Директор школы, заместители директора по УВР и ВР, руководители ШМО

Информация на школьном стенде, на школьном сайте, печатные тиражные материалы

2.Разработческий

2011-2012 учебный год

Ориентация воспитательной и внеклассной работы школы на реализацию программы развития школы.

Модернизация работы социально-психологической службы школы.

Анализ запросов учащихся других школ.

Разработка страницы официального сайта школы, посвященной центру «Я – сам!

1.Расширение системы мероприятий, направленных на самосовершенствование личности.

Модернизация воспитательной системы школы.

Система мероприятий, сценарии праздников

Сентябрь-декабрь 2011 года

Заместитель директора по ВР

Видеозаписи праздников, публикации в общешкольной стенгазете «Наша школьная страна», публикации на школьном сайте

2.Разработка тематических интегрированных проектов (участники - педагоги, социально-психологическая служба школы, родители, дети).

Социализация детей средствами литературы и творчества, интеграция действий всех участников образовательного процесса.

Материалы интегрированных проектов

Январь-август 2012 года

Заместители директора по УВР, социальный педагог, педагог-психолог

Презентация проектов во время школьной проектной недели, публикации в «Нашей школьной стране», на сайте школы

3.Анкетирование учащихся на предмет выбора дальнейшего образования и построение стратегий направлений самосовершенствования.

Определение ОУ, с которыми необходимо заключать договоры сотрудничества.

Данные анкет, диаграмма предпочтений

Сентябрь-декабрь 2011 года

Психолог школы, заместители директора по УВР

Выступления классного руководителя на род. собраниях

4.Заключение договоров сотрудничества с вузами технического профиля (по результатам анкет).

Организация первичной системы партнерства – «школа-СУЗ - ВУЗ».

Договоры с вузами и сузами.

Декабрь 2011 года

Директор школы

Объявления на родительских собраниях, информация в презентации публичного доклада школы

5.Разработка web-страницы на официальном сайте школы центра «Я – САМ!».

Создание тематического виртуального пространства для реализации проекта.

Web-страница

Январь-май 2012 года

Учитель информатики

Размещение на сайте в сети Интернет

3.Этап реализации

2012-2013 и 2013-2014 уч. года

Апробация разработок предыдущего этапа на базе школы.

1.Проведение запланированных в воспитательной системе школы тематических мероприятий, реализация курса «Самосовершенствование личности»







Организация работы

социокультурного молодежного центра»Я – САМ!»

Сценарии мероприятий, творческие работы учащихся

Сентябрь 2012 года -август 2014 года

Заместитель директора по ВР,

Публикации

Сценарий фестиваля

Апрель 2014 года

Заместитель директора по ВР

Публикации

2.Проведение фестиваля детского и молодежного творчества « Я _ САМ!» на базе школы.

Сценарии мероприятий

2012-2013 и 2013-2014 уч.г.

Директор школы, зам. директора по УВР

Публикации

3.Организация совместных мероприятий с вузами и организациями, входящими в систему партнерства.

4.Завершающий этап

2014-2015 учебный год.

Анализ работы в рамках программы развития.

Обозначение дальнейших перспектив развития школы.

1.Мониторинг деятельности школы в 2011-2015 годах.

Анализ влияния деятельности в рамках программы развития на УВП школы

Данные мониторинга, данные анкетирования учителей, родителей, учащихся.

Май 2015 года

Зам. директора по УВР и ВР.

Информация на школьном стенде и на официальном сайте школы

2.Планирование дальнейшей работы школы в качестве социокультурного молодежного центра.

Определение перспектив дальнейшего развития

Новая Программа развития школы

Июнь-август 2015 года.

Директор школы, зам. директора по УВР, зам.директора по ЭР.

Публикация (при наличии школьной типографии)


Реализация конкретных узких направлений деятельности будет планироваться самостоятельно и корректироваться по мере необходимости после анализа мониторинговых исследований на каждом из этапов реализации программы.




Экспертиза и мониторинг достижения планируемых результатов

Первоначальный мониторинг деятельности образовательного учреждения даст возможность администрации школы оценить ресурсную базу и возможные риски программы.

Соответственно, критериями мониторинга становятся

2 и 3 этапы реализации программы предполагают промежуточный анализ со стороны администрации разрабатываемых и организуемых мероприятий. Критериями анализа является их востребованность в образовательной и воспитательной практике школы, а также оценка их необходимости в целях повышения престижа образовательного учреждения в районе и поселке.

Способом оценивания эффективности реализуемой в образовательном учреждении программы развития также становятся психологические анкетирования всех участников образовательного процесса (основным критерием оценки является в данном случае степень их удовлетворенности проводимыми изменениями).

На завершающем этапе реализации программы проводится повторный мониторинг деятельности образовательного учреждения с целью сравнения первичных данных с полученными и оценки влияния проведенных мероприятий на изменение образовательной и воспитательной практики школы.

Риски и минимизация их влияния.

Основными рисками в процессе реализации данной Программы являются непрогнозируемость развития системы партнерства школы с различными организациями, сотрудничество с которыми необходимо для осуществления ряда мероприятий программы. Соответственно, одним из основных способов минимизации влияния данных факторов является привлечение выпускников школы и родителей учащихся для организации партнерских отношений школы с заинтересованными в этом учреждениями.

Также одним из факторов риска становится перегрузка учащихся и педагогов. Дополнительные анкетирования и тестирования, а также обилие «открытых» мероприятий могут нарушить традиционный учебный режим школьников и педагогов и вызвать излишнее эмоциональное напряжение. Для минимизации рисков, возникающих для школьников, необходимы следующие меры:

Для минимизации рисков, возникающих в отношении педагогов, необходимо активное привлечение работников социально-психологической службы школы к организации мониторингов в процессе реализации программы, проведение ряда мер по созданию психологически комфортной обстановки в коллективе, по повышению исследовательской мотивации педагогов, максимальная компьютеризация аналитических процессов.

Еще одним риском реализации программы является обеспечение объективности оценки работ учащихся и их выступлений. С целью минимизации этого риска помимо внутренней экспертизы, осуществляемой внутри школы, необходимо предусмотреть внешнюю экспертизу и создать с этой целью Совет центра, в который будут входить представители организаций-партнеров, родители, учащиеся, педагоги.


Финансовый план реализации программы.












































Приложения


1 – Диагностика уровня воспитанности.

2 – Аналитическая справка о реализации Предыдущей программы развития.

3 - Образец анкеты и диагностические данные, подтверждающие необходимость создания на базе школы социокультурного молодежного центра.

4 – Критерии и показатели достижения заявленных в Программе развития целей.

5 – Аналитическая справка по итогам подготовительного этапа Программы развития.



Hosted by uCoz